Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Гладких И.С.
Тема урока: «Три склонения существительных. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип: урок построения системы знаний.
Цель обучения:
Образовательная: закреплять знания о склонениях имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени
существительного; уметь понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие
качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры
труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и
самооценки деятельности.
Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за
выполненную работу.
Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в
применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, , привитие
интереса к предмету.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное
сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные –
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
материала; личностные – нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на
основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, таблица «Склонение имён существительных», ИКТ
презентация, карточки с признаками сущ. и склонения для групп; смайлики для самооценки, рефлексивный лист «Ступени успеха» Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа парами, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу»
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа с текстом», «Работа над лексическим значением слова», Изобразительное
искусство
Ход урока:
Этап
1.Мотивац
ия
Ресурсы
тетради
Цель
Создание
ситуации успеха
Действия учителя
Здравствуйте, урок русского языка.
Настроились на успешную работу.
Запишем число, классная работа.
Действия ученика
Проверяют готовность к
уроку, настраиваются на
работу, записывают число,
классная работа.
2.Проверка
домашнего
задания
Таблица
«Признаки имён
существительных
1,2,3 склонений»
(слайд №2)
Закрепление
знаний.
Теперь давайте вспомним, какие имена
существительные относятся к 1, 2, 3
склонению?
Ученики повторяют и на доску
слайд с таблицей
1 скл. ж.р. м.р.
УУД
Регулятивные (Р):
Нацеливание на
успешную
деятельность
Личностные (Л):
Положительное
отношение к
процессу знаний
Коммуникативные
(К):
Формирование
умения слушать и
слышать
Р.: самоконтроль
П.: обобщение
К.: полное и точное
выражение своих
мыслей 3.
Актуализац
ия знаний
Презентация
(слайд №3,
мотивация
проверка
слайд № 4)
2 скл. м.р. ср.р
3 скл. ж.р.
Дети выписывают сущ.3го
скл.
Р.: волевая
саморегуляция
П.: анализ,
квалификация
К.: создание
ситуации для
обсуждения
Работа в парах. Проверяют у
соседа, ставят смайлик.
Выпишите существительные 3го склонения
в начальной форме. Подчеркните
орфограммы в словах.
1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2.
Наша деревня находится в лесистой
местности. 3. Очень полезен сок из моркови.
4. На белой скатерти темнело чернильное
пятно. 5. От усталости дрожали и
подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью
и грибами. 7. По степи ехал на лошади
всадник.
Проверка в парах. Поставьте на полях
нужный смайлик (всё верно, недочёт, много
ошибок). Один ученик читает слова и
называет орфограммы. 4.
Самоопред
еление к
деятельнос
ти
Карточка с
текстом у каждой
группы, листы
А4, цветные
ручки,
Презентация
(слайд №5)
Создание
проблемной
ситуации
5. Решение
проблемы
Презентация
(слайд №6)
Создание
алгоритма
действий
Прочитайте рассуждения ученика и найдите
ошибку.
В предложении «По земле стелются
клочья тумана» три имени
существительных: земле, клочья, тумана.
Выделяю окончания. В слове земле
окончание – е. Это существительное 2го
склонения. В слове клочья окончание – я.
Это существительное 1го склонения. В
слове тумана окончание – а. Это
существительное 1го склонения.
Проверка работы группы.
Работа в группах.
Читают карточку с текстом,
находят ошибку, рассуждают,
записывают верный ответ на
листе.
Приём «Карусель» Передают
свой листок в соседнюю
группу, те проверяют работу.
Оценивают.
не поставил в начальную
форму, не определил род
существительных
Р.: саморегуляция,
контроль,
коррекция
П.: построение
логической цепи
рассуждений
К.: достаточно
полное и точное
выражение своих
мыслей в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
В чём заключается ошибка?
Алгоритм:
С чего надо начинать определение
склонения существительного?
Назовите начальную форму
Что нужно сделать дальше?
Составьте алгоритм рассуждения при
определении склонения.
Так какого же склонения существительные
земле? Клочья? Тумана?
Сформулируйте задачи урока.
В тетради :
Поставить в н.ф.
И.П., ЕД.Ч
Определить род
выделить окончание
определить склонение
Упражняться в определении
склонения существительных в
косвенных падежах, используя
алгоритм
Р.: учебно
познавательный
интерес
П.:
структурирование
знаний
К.:
формулирование и
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации Грамматический
хоккей
6.
Физкультм
инутка с
применени
ем нового
знания и
первичного
закреплени
я.
Дети определяют склонение и
делают приседание, когда
услышат существительное
своего склонения
1 ряд – 1 склонение
2 ряд – 2 склонение
3 ряд – 3 склонение.
Играем в грам.хоккей . Вы сегодня
защищаете ворота, а я бросаю шайбу.
1ряд – 1 скл.
2 ряд – 2 скл
3 ряд – 3 скл.
Называю существительные. Вы, когда
услышите существительное своего
склонения, то делаете приседание.
Звонок, мысль, пятерка, класс, мудрость,
школа, урок, сердце, лень, линейка, человек,
дочь, отличница, день, девочка, совесть,
парта, тень.
7
Самостоят
ельная
работа
Применение
нового знания и
первичное
закрепление
С 100 №177
Списывают, определяют
склонения по алгоритму.
1 столбик – коллективно, 2
столбик самостоятельно
Р.: волевая
саморегуляция
Л: снятие
утомляемости,
поддержание
эмоционального
настроя
П.:
самостоятельный
учет
установленных
ориентиров
действия в новом
учебном материале
К.:
формулирование и
аргументация
своего мнения
Р.: саморегуляция,
контроль,
коррекция
П.: построение
логической цепи
рассуждений
К.: достаточно
полное и точное
выражение своих
мыслей в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
8
Словарная
Репродукция на
презентации
Послушайте отрывок из стихотворения,
доскажите слово хором. работа
(слайд №7)
Толковый словарь
9.
Закреплени
е
изученного
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…(пейзаж)
Прочитали слово, где слабая позиция?
Запишите.
Спишите предложение со слайда под
картиной Левитана. «Золотая осень»
На картине Левитана
открывается прекрасный осенний
пейзаж. Природа дала осени
особую красоту.
Определите склонение и падеж имён
существительных.
(Если допускает время, то разбор 2го
предложения по членам)
жанр изобразитель
Читают значение слова.
Пейз жаа
ного искусства, в котором
основным предметом
изображения является
первозданная, либо в той или
иной степени преображённая
человеком природа.
На индивидуальной доске
работают 2 ученика.
Проверка. Самопроверка.
Р.: учебно
познавательный
интерес, контроль,
коррекция
П.:
структурирование
знаний
К.:
формулирование и
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации
10.
Рефлексия
Соедините стрелками типы склонения и их
признаки
Карточки к
алгоритму
Алгоритм определения склонения
рассыпался. Соберите в нужном порядке.
Карточкипризнаки имени
существительного соединить
стрелкой с карточкой нужного
склонения
Работа в группах. Собирают из
карточек порядок
определения склонений у
имени существительного. 11.
Подведени
е итога
урока.
Рефлексивный
лист «Ступени
успеха»
(слайд №8)
С какой задачей встретились?
Решили ли учебную задачу?
Каждый ученик получает рефлексивный
лист «Ступени успеха»
Определять склонение имен
существительных по
алгоритму.
1.
Р.:
осуществление
самоконтроля по
результату и по
способу действия
Своей работой на уроке:
«Я доволен»
«Не совсем доволен»
«Не доволен»
Поясните свой выбор (выборочно)
Ребята заполняют
рефлексивный лист, отмечают
себя на «Ступени успеха».
Рисуют человечка на
ступеньку.
Своей работой на уроке:
Я доволен, потому что…
Не совсем доволен, потому
что…
Не доволен, потому что…
П.: рефлексия
способов и условий
действия, контроль
и оценка процесса и
результатов
деятельности
К.: достаточно
полное и точное
выражение своих
мыслей в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Презентация по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" (4 класс) и технологическая карта урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.