Это презентация к девятнадцатому уроку в 11 классе на тему: «Виды сложных предложений». Цель: повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; постановку знаков препинания в сложном предложении. Включает орфографическую разминку в формате ЕГЭ на тему: "Правописание корней". Используются различные виды работы по синтаксису.
Правописание корней
В каком ряду во всех словах пропущена
безударная проверяемая гласная корня?
1. А) бр...вада, выт...рая, тр...нировка
Б) к...менистый, скл...нивший, поз...мелье
В) поск...рее, ш...стиэтажный, схв...тившийся
Г) отг...ревший, разв...лился, м...лчавший
2. А) ярм...рка, р...вномерный, п...стухи
Б) ж...вотные, св...тилище, б...фштекс
В) пон...мать, засл...нять, сер...бро
Г) ст...листический, д...ревянный, г...лодать
Определите слово, в котором пропущена безударная
чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив
пропущенную букву.
3.
в..рсистый
ав..нтюра
г..ревать
прин..мать
адв..кат
4.
пер..одичес
кий
д..агноз
пл...вчиха
сенок..силк
а
в..стибюль
5. зас..лить
(жильцов)
х..рактеристи
ка
выт..рать
к..рректный
препод..вател
ь
7. эк..логия
г..мназист
нач..нающий
с.мпатия
эт..кетка
6. ум..лчать
к...мпромисс
к...мпонент
ст..реть
(пятно)
обл..котиться
8. осн..щённый
инц..дент
ан..малия
з..рница
ук..ризненный
Определите слово, в котором
пропущена безударная
непроверяемая гласная корня.
9. зач..рованный
кр..терий
р..внина
соб..раться
стаб..лизировать
10. р..систый
созн..ваться
экск..ватор
пок..яние
вым..кнуть (под
дождём)
Ответы: 1 – В 2 – Г
3 – горевать 4 –
пловчиха
5 – вытирать 6 – стереть
7 - начинающий
8 – зарница
9 – критерий 10 - экскаватор
определите их вид. 1.Год за годом
все меньше и меньше остаёт…ся
возле с…лений густых
черёмуховых кустов а на их месте
торчат (не)лепые искалече…ые
сучья.
2. Каждое лето под высоким к…
рнизом дома в котором проходило
моё де…ство бел…грудые ласточ…
ки л…пили свои гнезда.
3. Мы жили в деревне под окном у
нас был луг весь золотой от
множества цв…тущих
одуван..чиков.
Сложное предложение:
союзное:
сложносочиненное,
сложноподчиненное;
бессоюзное;
сложное предложение с
разными видами связи.
Синтаксический и
пунктуационный
разборы предложения
Он рассказывал
прекрасную легенду
слышанную им кажется от
бабушки и всем было о
чём подумать.
Распределение номеров предложений в таблице
простое с/с
с/п
б/с
сложное, с
разными
видами
связи
оттого ощущение бесконечности и
величия морского простора еще более
усиливалось.
2. Вера, долго сидевшая отрешенно,
переборов отупляющую боль, собралась с
силами и открыла дверь, ведущую на
веранду.
3. Деревни кажутся внизу не больше
спичечной коробки, леса и сады – мелкой
травой.
4. Только над головой большие звезды
дрожали своими ресницами среди черной
ночи, да голубой луч от маяка подымался
прямо вверх тонким столбом, который
точно расплескивался о небесный купол
жидким, туманным, светлым кругом.
5. Но Желтков даже не поглядел на него,
Проверка
простое с/с
с/п
б/с
2
1
5
3
сложное, с
разными
видами
связи
4
Теория для зад.18
Помните, что части с/п пр-я не разделяются
запятой, если между главным и придаточным
предложениями есть:
- отрицательная частица НЕ;
- сочинительный или разделительный союз
(обычно повторяющийся): И, ИЛИ, ЛИБО,
НИ…НИ;
Если придаточное предложение состоит из
одного только союзного слова
(относительного местоимения или наречия).
Если придаточное предложение является
фразеологизмом.
Задания в формате егэ
Укажите цифру(-ы), на месте
которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1) В сокровищнице русского
искусства (1) одно из самых
почётных мест
принадлежит И.И. Шишкину (2)
с именем (3) которого (4)
связана
история отечественного пейзажа
второй половины XIX столетия.
2) Он раздражителен (1) и (2) когда болен (3) и
когда здоров.
3) Литературное произведение мыслилось
стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое
(1) все элементы (2) которого (3) составляют
закрытую систему (4) и не предполагают вне себя
никаких других
высказываний.
4) Можно было сильно разгневать его(1) и в ответ
на его вопрос (2) я сказал (3) откуда.
5) Я хочу знать (1) не как это делается (2) a (3)
зачем это делается.
Проверка
1) 2
2) 1
3) 3
4) 1
5) 2