Самостоятельная работа(определить тип подчинительной связи в словосочетании)
Национальный характер
Язык пророчеств
Органически выросшего
Бережно растить
Растить его
Далёких колоколов
Достигнуть высоты
Той высоты
Определи тип сложного предложения!
1) Прошла осень, за ней пришла зима.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
Чем отличается сложное предложение от простого?
Было ясно и тихо, и дымились трубы.
После грозы всё благоухало и сверкало.
,
И
1)
2)
и
Сложносочинённое предложение ССП
Части предложения не зависят друг от друга.
Соединяются сочинительными союзами и, да, но, а, или, либо, зато, однако, то -то, не то - не то, ни - ни, тоже, также, не только – но и, как – так и.
/Окна во всех корпусах были ярко освещены/, и /оттого на громадном дворе казалось очень темно/.
,
И
В сложносочиненных предложениях, как правило, запятая ставится перед всеми союзами, соединяющими их части, в том числе и перед соединительными и разделительными (в отличие от простого предложения).
Звёзды уже сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простора нет.
Козлевич открыл глушитель, и «Антилопа» утопила всех в облаке дыма.
ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют:
общий второстепенный член.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
общее придаточное предложение.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, (когда я вернулся в комнату).
общее вводное слово или предложение.
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат вопрос, то запятая между ними не ставится. Cледует помнить, что пара ли...или (иль) в сложосочиненном предложении (в отличие от простого) рассматривается как повторяющийся союз, то есть запятая перед или ставится.
Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, являются восклицательными (содержат восклицательные частицы), то запятая между ними не ставится
Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
Если оба самостоятельных предложения, соединенные сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат побуждение (сказуемые выражены формой повелительного наклонения), то запятая между ними не ставится
Напиши письмо сам или давай напишем вместе.
Самостоятельная работа
1) В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак зато в начале лета неделями длятся белые ночи.
2) Скворцы улетели и давно уже их место в скворечнике было занято воробьями.
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Относятся к существительным
Отвечают на вопрос какой?
Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями и наречиями который, какой, что, где, куда, откуда.
Мы отправились к озеру, где была
расположена база отдыха.
Какому?
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
Относятся к глаголу (часто со значением речи)
Отвечают на вопросы что, чего, кого, чему, кому, чем, кем, о ком, о чём.
И тут я понял, что успеть к отходу
поезда мне не удастся.
Что?
Объясни постановку знаков препинания!
Валя проснулась от того, что в столовой мать и отец позвякивали посудой.
СПП с придаточными обстоятельственными
Словарная работа (упр. №123)
Повторение (СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными изъяснительными)
Обстоятельственные
Образа
действия и
степени
Времени
Причины
Уступки
Цели
Места
Следствия
Сравнения
Условия
Когда?
Как?
Где?
Зачем?
Вопреки чему?
При каком условии?
Почему?
Что из этого следует?
1)С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили.
2)Нет величия там, где нет места подвигам.
3)Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.
4)Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него.
5)Он пошёл легко, словно только из милости касался земли.
Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить её.
Среди дня выпускали в поле корову, чтобы она походила на воле.
Когда в окнах запылал багровый закатный свет, музыка оборвалась.
Под вечер Беликов оделся потеплее, хотя на дворе погода была тёплая.
За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная
Повторение
Проверка д.з.(+ теор. мат.)
Если дед уходил из дома бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
И сердце вновь горит и любит оттого что не любить оно не может.
Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору.
Практика
Работа с учебником по литературе
( найти 3 СПП с придаточными обстоятельственными, определить тип придаточного обстоятельственного, начертить схемы). Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени».
Практика
1) Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем.
2) Я дал ей почувствовать, что она мне нравится.
3) Этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей половины моей души.
Синтаксический разбор
Погружаясь в х..лодный кипяток нарзана я чувствовал как телесные и душевные силы мои возвращались.
По узкой тропинке взобрались на площадку где ожидал нас Грушницкий с секундантом.
Надо уметь хорошо говорить чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто.
Проверочная работа
Мишка вскакивал на берег и смотрел где лодочник.
Кустарник зашумел как будто рой пчёл зажужжал на ветках.
Незнакомец начал говорить хотя своего имени не мог вспомнить.
В ту минуту когда Иван входил во двор наступила тишина.
Цель моя состоит в том чтобы побывать на Старой улице.
Раскрыть скобки
(не)решительность(не)ряшливость(не)большой, но рыбный(не)цветет(не)веселонисколько (не)трудно помочь(не)былицы(не)умныйдалеко (не)трудная задача(не)навидеть(не)вежественно(не)правда, а ложь(не)большой, а маленькийочень (не)красиво(не)разумно, а глупо
-Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
1. Удивила (не)зависимость и резкость.
2. Появилась (не)решительность, а какая- то застенчивость.
3. С (не)ряхой мало кто общается.
4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
5. Человек – творец счастья и (не)счастья.
-Слово с НЕ пишется слитно
1. Вовремя письмо (не) отправили.
2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
4. Мне сегодня (не)здоровится.
5. (Не)нависть – плохой советчик.
Расставить знаки препинания.
Я знаю что мы с Верой скоро разлучимся опять что оба пойдём разными путями до гроба.
?????????????????????
1) Составить СПП с несколькими придаточными.
2) Продолжить предложение:
При написании картины Куинджи использовал контрастные цвета для того, чтобы…………., чтобы………….
Экологический, чествовать героя, эффект, оптимизм, пессимизм, идеологический, аккомпанировать, конспект, декламировать, гуманный, мировоззрение, традиция, интенсивный, прогресс, колоссальный, комментатор, гостиная, реферат.
Последовательное подчинение
Он продолжал смотреть в небо вместо того, чтобы идти в гостиную, откуда слышались голоса.
,
,
чтобы
откуда
Запятая на стыке двух союзов не ставится , если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения ( в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - ТО, ТАК, НО.)
Держу пари, что если вы передадите это герцогу, ТО он останется здесь ещё на три года.
Параллельное
Если бы между добром и злом удалось провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту переступила.
Если
что
,
,
Однородное
Помню, как ребёнком впервые привезла меня мама на свою Родину, как текли слёзы по её счастливому лицу, как долго молчали мы на пригорке с берёзами и ветер ласкал нас.
,
как
,
как
,
как
и
Что?
Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то союз этот может опускаться.
Шацкий видел, /как последняя шлюпка вернулась к пароходу/ и /матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях/.
Ср.: Шацкий видел, /как последняя шлюпка вернулась к пароходу/ и /как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях/.
Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом(И, ДА(=И), ИЛИ, ЛИБО) то запятая между придаточными не ставится.
Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов И что нынешний год урожай отличный.
Он решительно заявил, что мы должны немедленно убраться из его дома ИЛИ что он вызовет милицию
При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.
*Находясь в госпитале, он вспоминал, как
КАК фашисты напали на них внезапно, И КАК они оказались в окружении, И КАК отряду удалось пробиться к своим.
*Трудно было понять, был ЛИ то где-нибудь пожар, ИЛИ же собиралась всходить луна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.