Данная презентация помогает учителю при отработке заданий ОГЭ 3-14, дает возможность обучающимся самостоятельно решить задания и проверить коллективно работу по предложенным ответам. Далее учитель предлагает сконструировать предложения с известными придаточными (определительными и изъяснительными), а потом плавно перейти к объяснению нового материала.Данная презентация помогает учителю при отработке заданий ОГЭ 3-14, дает возможность обучающимся самостоятельно решить задания и проверить коллективно работу по предложенным ответам. Далее учитель предлагает сконструировать предложения с известными придаточными (определительными и изъяснительными), а потом плавно перейти к объяснению нового материала.
Среди предложений 54–61 найдите сложное
предложение с последовательным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда
Алиса и шофёр вышли вместе со двора. —
(55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна
поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал:
(58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид,
что кричит на мальчишек, которые тихонько
пробрались в театральный двор.(61)Но кричалто
он на Сергееву.
2. Среди предложений 21–29 найдите
сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из
мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам.
(22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали
нежные веточки мимозы.
– (24)Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, — спокойно сказала Лена.
(26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя
низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало
подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе,
Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
ОТВЕТЫ
1. (60)Он делал вид, что кричит на
мальчишек, которые тихонько
пробрались в театральный двор
2. 27)А на перемене, когда Витя как ни
в чём не бывало подошёл к ребятам,
хотя уже чувствовал недоброе, Валерка
стал кривляться, глядя на него.
3. Укажите предложение, в котором выделенное
средство выразительности речи является
фразеологизмом.
1) Мне хотелось попасть туда, потому что СТРАНА ДЕТСТВА
лежит в необыкновенно звонкой и тихой местноcти.
2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека,
которого считал лучшим другом, который предал его, бросив
НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ.
3) Он рассказал мне, что Шарик ОЧЕНЬ СКУЧАЛ после моего
отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…
4) Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть
золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул ПОНИКШИМ
ХВОСТОМ, словно хотел улыбнуться, но улыбки не
получилось.
4. Из предложений 34—39 выпишите
слово, в котором правописание
приставки зависит от глухости −
звонкости последующего согласного.
(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик
сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в
землю…
— (36)Стой! (37)Тормози!
(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я,
видя только счастливые глаза Шарика и уже не
поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную
дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не
расставаться с самым преданным в моей жизни
другом…
5. Из предложений 8—10 выпишите слово, в
котором правописание суффикса определяется
правилом: «В суффиксах отымённых
прилагательных, образованных с помощью
суффикса ЕНН, пишется НН».
(8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по
стариковски мне навстречу и всё ещё не видит
меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши
горькие дни, ведь он был единственным моим
другом, как он провожал меня до бетонной
дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда.
(10)Он стал совсем седым и старым.
6. Замените разговорное слово «ковыляет»
в предложении 8 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
(8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет
постариковски мне навстречу и всё ещё не
видит меня.
7. Замените словосочетание «бетонная
дорога», построенное на основе
согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся
словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу
предложения 19.
(19)Но он ведь был твоим лучшим другом!
9. Среди предложений 14—18 найдите
предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он
узнал меня, но не хотел узнавать человека,
которого считал лучшим другом, который предал
его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча
была неприятна ему…
(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я
думал о Шарике, пытался убедить себя, что не
очень виноват в случившемся: куда я мог его
тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне
приткнуться.
10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при обращении.
Шарик стал лизать мои руки,(1) щёки,(2) в
нём неожиданно появилось чтото из давних
лет — из детства.
— Ну ладно,(3) старина,(4) прощай. Прости
меня за всё,(5) если сможешь.
11. Укажите количество грамматических
основ в предложении 38. Ответ запишите
цифрой.
(38)Водитель, недовольный, остановил
автобус, и я, видя только счастливые
глаза Шарика и уже не поникший
хвост, выскочил на пыльную
просёлочную дорогу.
12. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) за
пятую(ые) между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по
стариковски мне навстречу и всё ещё не видит
меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши
горькие дни,(3) ведь он был единственным моим
другом,(3) как он провожал меня до наезженной
дороги,(4) не подозревая,(5) что я уезжаю
навсегда.
13. Среди предложений 14—20 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным и
последовательным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он
узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого
считал лучшим другом, который предал его, бросив
на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна
ему…(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий
день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не
очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда
взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.
(19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И
разве есть ему дело до таких тонкостей?!
14. Среди предложений 17—24 найдите сложное
предложение с бессоюзной и союзной подчинительной
связью между частями. Напишите номер этого
предложения
(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня,
но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим
другом, который предал его, бросив на произвол судьбы.
(16)Эта встреча была неприятна ему…(17)Мне было стыдно.
(18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить
себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда
взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь
был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких
тонкостей?!(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он
рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда,
всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…(23)Я ходил
по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня,
из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но
потом заскулил, лёг и закрыл глаза.
ОТВЕТЫ
3.2 11.2
4.расстаться 12.1
5. Единственным 13. 15
6.Идет 14.18
7.Дорога из бетона
8. Он был другом
9.15
10.34
Cоставьте сложноподчиненное
предложение, нарисуйте его схему и
определите вид придаточного.
•Мы вспомнили известных певцов, чьё
детство прошло в нашем городе.
•Старик! Я слышал много раз, что ты меня
от смерти спас.
•Когда в Москве ложатся спать, на
Камчатке уже встают.
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными
4. Конструирование.
1)Раздался сигнал к отправлению
поезда. Провожающие ста ли прощаться.
2) Мой друг почти не изменился. Мы
виделись в последний раз.
3) Начались занятия. Мы решили
организовать свой оркестр.
Определить вид сложноподчиненного предложения
Записать в 2 столбика СПП, простые.
1.Если жизнь тебя обманет, не печалься, не
сердись. (С придаточным условным)
2.Войдя в лес, человек чувствует дыхание
пробудившейся земли. (Простое предложение)
3.Зимой, когда все водоёмы замерзают,
водоплавающая птица может погибнуть. (С
придаточным времени)
4.Природа с глубокой древности используется для
оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.
(С придаточным цели)
5.Природа с глубокой древности используется для
оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
6.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С
придаточным цели)
7.Природа с глубокой древности используется для
оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
8.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С
придаточным цели)
9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что
нельзя было ее узнать и не полюбить .( С придаточным
причины)
10. Подлинное большое искусство возвышает
Ум и душу народа (Простое предл.)
ОТВЕТЫ
СПП простые
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
Составить сложноподчиненное предложения
с придаточными обстоятельственными
Рефлексия
Продолжи фразу:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Для меня стало
новым......
У меня получилось...
Я приобрёл...
Самоподготовка
• Коваленко Н.М. «Русский язык.
Сложное предложение», Саратов,
«Лицей», 2011
• стр.21-22 тест 21-22 (разноуровневые
задания)