Материал для урока по теме "Не с прилагательными" в 6 классе. Тема трудна для учеников, но подача материала опирается на материал урока по теме "Не с именами существительными". Возможно использовать и на уроках повторения изученного материала по теме "Имя прилагательное".
Урок в 6А классе
НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
ЭПИГРАФ
Береги время учёбы:
оно не вернётся,
его не наверстаешь.
А всё, что учишь, пригодится.
М.В.Ломоносов
М.В.ЛОМОНОСОВ О ПОВЕДЕНИИ УЧАЩИХСЯ.
1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не)
спорить с ними ни о чем
2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого
8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
9.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь.
А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
шума и стука.
3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
4. (Не) быть гордым и грубым.
5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть
опрятно.
1.
А) Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.
Б) Умная голова (не) скажет пустые слова.
В) (Не) разгрызешь ореха (не) съешь и ядра.
2.
А ) (Не) друг поддакивает друг спорит.
Б) (Не) строй свое счастье на (не) счастье других.
В) Счастье (не) конь, хомут (не) наденешь.
3.
А) (Не) большой дождишко, лодырям отдышка.
Б) (Не) доброе слово больней огня жжёт.
В) (Не) насытный человек всегда (не) счастлив.
СФОРМУЛИРУЕМ ЦЕЛИ УРОКА
1) Повторить…
2) Познакомиться с …
3) Научиться … .
ЦЕЛИ УРОКА
1) Повторить правила написания НЕ с другими
частями речи.
2) Познакомиться с правилом правописания
НЕ с именами прилагательными.
3) Научиться отличать частицу НЕ от
приставки.
Правописание НЕ с прилагательными
Слитно
Раздельно
1.Неряшливый
Без НЕ не
употребляется
1. Не дорогая, а дешёвая
Есть противопоставление с
союзом А
2.Нечистая (грязная)
Можно заменить
синонимом без НЕ
2. Совсем не интересная
Есть слова: далеко не, вовсе
не, отнюдь не, нисколько не
АЛТАЙСКАЯ ТАЙГА
–
тайга
удивительный
Алтайская
(не)рукотворный сад. Весной он поражает
(не)обыкновенной красотой. Часто в нём можно
увидеть (не)больших и очень задумчивых сов.
ничуть
Совы
(не)приметные. Одна (не)крупная сова может
съесть за день пять полевых (не)шустрых
мышек. Таёжные совы отличаются от своих
собратьев (не)громким уханьем(4).
пестроты
среди
лесной
ТЕСТ
1).Не с прилагательными пишется слитно:
1.если слово не употребляется без НЕ;
2. если прилагательное с НЕ может быть
заменено синонимом без НЕ;
3. если в предложении есть
противопоставление с союзом а.
ТЕСТ
2).Слово не употребляется без НЕ в
предложении:
1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в
тепле.
3. День выдался (не)жаркий.
ТЕСТ
3).Слово с НЕ- можно заменить
синонимом в предложении:
1.Школа располагалась в
(не)большом кирпичном доме.
2.Прохожий был одет в
(не)взрачный костюм.
3.(Не)решительным жестом
девочка пригласила нас войти.
ТЕСТ
4).Слово с НЕ пишется слитно в
предложении:
1.(Не)приятельская армия
отступила.
2.Эта книга далеко (не)простая.
3.Нам продали (не)вкусное
мороженое.
ТЕСТ
5).Слово с НЕ- пишется раздельно:
1.Фильм был вовсе не скучный.
2.Мы ждали (не)большой корабль,
а лишь маленькую лодку.
3.Её (не)навистный взгляд
остановил нас.
ТЕСТ
6).Допущена ошибка в написании
НЕ- в предложении:
1.Не широкая речонка
поблескивала на горизонте.
2.Океан был совсем не спокойным.
3.В лесу мы увидели не глубокое,
но очень широкое озеро.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
1
№зада
ния
Ответ 1,2
2
3
4
5
6
1,2
1,3
1,3
1,2
1,3
Нет ошибок пятёрка.
1,2 ошибки – четвёрка.
Три ошибки – тройка.
Более трёх ошибок это плохо на сегодня.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
1) Повторить п. 51
2) Выучить п. 62.
3) Выполнить упр.357 или
359