Презентация по русскому языку для восьмого класса на тему "Обобщение по теме односоставные предложения" предназначена для работы по учебно-методическому комплексу под редакцией М.М.Разумовской, но с успехом может быть использована и для работы по УМК других авторов. У рок построен в соответствии с требованиями здоровьесберегающих технологий и ФГОС.
Обобщение по теме
«Односоставные предложения»
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Петровская СОШ №1»
Омского р-на
Омской обл.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет –
Свой яркий след, свои живые всходы.
Какое предложение употреблено
в стихотворении?
Сегодня на уроке мы не только
обобщим изученное об
односоставных предложениях, но и
постараемся предупредить
неверные шаги к вредным
привычкам, ведь здоровье – это
самое дорогое, что есть у человека.
Лексический диктант
Признак или первое проявление какого-либо заболевания –
СИМПТОМ.
Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности
организма –
БОЛЕЗНЬ.
Средство для исцеления от болезни –
ЛЕКАРСТВО.
Применение медицинских средств для исцеления от болезни –
ЛЕЧЕНИЕ.
Предписание врача о составе лекарства и способе его
применения больным –
РЕЦЕПТ.
Правильная, нормальная деятельность организма –
ЗДОРОВЬЕ.
Составьте словосочетание с записанными словами,
определите вид связи слов в словосочетании.
Какие виды предложений по своему
составу вы видите в стихотворении?
Что пьем мы? Что едим? Чем
дышим?
Ответы на вопросы так важны.
Ведь правила здоровой жизни
Мы знать неукоснительно должны.
Докажите.
Каковы особенности данного вида
односоставных предложений?
Из приведенных ниже предложений выпишите
определенно-личные предложения.
1. Во время выполнения домашних заданий
правильно ли чередуешь труд и отдых?
2. Люблю делать зарядку на свежем воздухе.
3 Лучшим отдыхом является не полный покой,
а активный отдых.
4. Не допускайте перед сном шумных игр,
занятий спортом, просмотра страшных
фильмов, сор и повышения голоса.
5. Ничто так не нарушает распорядок, как
время, когда нечем заняться.
6. Выполнение домашнего задания всегда
начинаем с наименее тяжелых предметов,
переходя к более сложным.
Каковы же особенности определенно-
личных предложений?
Чем может быть выражено сказуемое в них?
В каких случаях определенно – личные
предложения могут иметь обобщенное
значение?
Найдите сходства и различия ниже
приведенных пословиц.
Здоров буду – денег добуду.
Здоров будешь – денег добудешь.
Составьте и запишите предложение по
схеме (о здоровом образе жизни):
[ о.-л. ] , (потому что ).
Большое значение в профилактике
различных заболеваний принадлежит
личной гигиене. Личная гигиена – это
уход за своим телом и содержание
его в чистоте.
Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала
вымыли руки с мылом под струей воды из-под
крана. Намылив их два раза с обеих сторон и
между пальцами, хорошо смыли мыльную пену,
проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми
руками вымыли лицо, шею, уши. После
умывания вытерлись насухо чистым, сухим
полотенцем.
Найдите «пятое лишнее» предложение. Объясните
свой выбор.
Что важнее в неопределенно – личных
предложениях: само действие или лица, которые его
производят?
Какую форму имеет сказуемое в этих предложениях?
Продолжая текст, составьте и запишите еще два
неопределенно – личных предложения.
Напоминаю, что личная гигиена
включает вопросы гигиены быта, в
первую очередь:
поддержание чистоты воздуха в
жилище,
уход за одеждой и постельными
принадлежностями,
создание нормальных условий для сна
и отдыха.
Чем выражено сказуемое в
безличном предложении
Перед
вами
таблица, которую
вы
должны
заполнить данным
и
ниже
предложениями.
Безличным
глаголом
Личным
глаголом в
безличном
значении
Возвратным
глаголом в
безличном
значении
Утренняя пробежка дает хороший
заряд бодрости на весь день.
Ничего нет лучше пробежки по
умытому парку ранним утром.
После двигательной разминки на
свежем воздухе мне легко и
свободно.
Движение – это жизнь.
И от этого мне не спится.
Уже светает.
Хватит лежать, пора вставать.
После ночной грозы в окно тянет
манящей свежестью.
Какие предложения не вошли в
таблицу?
Подумайте, почему в
предложениях с одним главным
членом – сказуемым – нет
необходимости в подлежащем?
Безличные
предложения
Инфинитивом
Неизменяемой
А теперь пришло время поговорить о последствиях
вредных привычек (алкоголь, табак, легкие
наркотики).
Ухудшение здоровья. Потеря доверительных
отношений с родителями. Потеря друзей.
Нарушения закона. Физическая зависимость.
Снижение успехов в школе. Денежные проблемы.
Контакт с криминальным миром. Переход к
использованию более сильных и опасных
наркотиков. Физическая и моральная деградация…
ЗАПОМНИТЕ, что ни государство, ни медицинская
наука, ни сеть поликлиник и больниц, ни усилия
медицинских работников не смогут сделать
человека здоровым, если он сам не позаботится о
своем здоровье.
Какие предложения были использованы в тексте?
Как могут распространяться подлежащие в
предложениях?
уходит.
Схематический диктант
1)Лесная паутина тропинок окончилась, и отрылся
великий простор. . [двусост.], и [двусост.]
2) …И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
3) Не уходи, побудь со мною!
4) Выходит лето из весны и в осень позднюю
5) Лес. Палатка. Плеск речной воды.
6) Тянет холодом зимних ночей.
7) Брожу по набережной снова.
8) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна.
9) В саду никого не было, и мне от этого стало
10) Раннее утро, и вставать совсем не хочется.
Начертите схемы предложений.
грустно.
Тест
звенеть тополя.
лесу замело снегом.
А1. Найдите среди предложений односоставное.
1. Не плачь ты попусту.
2. Часам к двум пополудни началась гроза.
3. Уж не будут листвою крылатой надо мною
4. Тротуары заливают асфальтом.
А2. Определите тип предложения Тропинки в
1. Двусоставное.
2. Определенно-личное.
3. Безличное.
4. Неопределенно-личное.
А3. Найдите безличное предложение.
1. Еще не успевшая остыть земля излучала
2. Газеты приносят утром.
3. Ему подвели белого коня, украшенного
богатой сбруей.
4. Похолодало.
тепло.
поставили перед ним на колени.
А4. Найдите неопределенно-личное предложение.
1. Меня снова привели к самозванцу и
2. В классе тепло.
3. Дарую тебе волю.
4. Распахни мне объятья свои, густолистый
развесистый лес.
А5. Найдите определенно-личное предложение.
1. Веет с поля ночная прохлада.
2. Уже смеркалось и в комнате стало темно.
3. Дарую тебе волю.
4. Хорошо в зимнем лесу!
А6. Какая схема соответствует предложению
Россия вспрянет ото сна, и на обломках
самовластья напишут наши имена?
1. [двусост.], и [двусост.]
2.[двусост.], и [определенно-личн.]
3.[двусост.], и [неопределенно-личн.]