Презентация по русскому языку по теме "Лексика"
Оценка 4.8

Презентация по русскому языку по теме "Лексика"

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русский язык
6 кл
19.01.2018
Презентация по русскому языку по теме "Лексика"
Исследовательская работа ученика 6 класса по теме "Профессиональная лексика". Может служить иллюстративным материалом при изучении лексики на уроках русского языка в 6 классе. Учащийся изучил и представил в классе историю происхождения музыкальных терминов, их значение и употребление в современном русском языке.
Лексика. Музыкальные термины.pptx

Музыкальные термины История происхождения

Музыкальные термины История происхождения

Музыкальные термины

История происхождения

Исследовательская работа по русскому языку «Музыкальные термины

Исследовательская работа по русскому языку «Музыкальные термины

Исследовательская работа по русскому языку «Музыкальные термины. История происхождения»

Автор: Халоков Богдан, ученик 6 класса МБОУ СОШ «Перспектива» (для детей с ОВЗ)

Руководитель: Бахирева Светлана Витальевна

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (для детей с ОВЗ) г. Новосибирска.

Методический паспорт исследовательского проекта

Методический паспорт исследовательского проекта

Методический паспорт
исследовательского проекта
Исследовательская работа «Музыкальные термины. История происхождения»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Программа: общеобразовательная школа.
Цель проекта:
Выяснить происхождение известных музыкальных терминов;
выяснить значение музыкальных терминов;
участвовать в презентации своей работы.
 
Задачи исследовательской работы:
формировать умения подбирать информацию из разных источников, сравнивать ее и выделять главное;
развивать умение самостоятельно работать со словарем, с Интернет-ресурсами;
представлять свою исследовательскую работу.

Планируемые результаты . В ходе исследования учащиеся научатся: находить пути решения поставленной проблемы; пользоваться толковым, этимологическим словарями; находить с них необходимую информацию; находить материал в…

Планируемые результаты . В ходе исследования учащиеся научатся: находить пути решения поставленной проблемы; пользоваться толковым, этимологическим словарями; находить с них необходимую информацию; находить материал в…

Планируемые результаты.

В ходе исследования учащиеся научатся:
находить пути решения поставленной проблемы;
пользоваться толковым, этимологическим словарями; находить с них необходимую информацию;
находить материал в дополнительной литературе, в Интернете;
сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы на основе полученной информации;
представлять исследовательскую работу, выступать перед аудиторией;
оценивать результаты работы;
пользоваться результатами собственной деятельности.
Тип работы: информационно-исследовательская, индивидуальная работа.

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
Словарный состав языка постоянно изменяется.
Он следует за изменениями, происходящими в нашей жизни. Одни слова уходят из обихода, вместе с предметами и явлениями, которые они обозначают (историзмы: барщина, кафтан, боярин и др.), другие заменяются новыми (архаизмы: чело, длань, выя и др.).
Появляются новые явления, предметы, и вместе с ними – новые слова, их обозначающие (неологизмы).
Словарный состав языка не однороден по сфере употребления. Общеупотребительные слова хорошо известны всем носителям языка (солнце, небо, ходить). Но есть слова, употребляемые жителями одной местности (диалектизмы), или людьми какой-либо профессии (профессионализмы).

Я уже три года занимаюсь музыкой

Я уже три года занимаюсь музыкой

Я уже три года занимаюсь музыкой.
Вы спросите: какое отношение это имеет к лексике?
Самое прямое! В своей работе я хотел выяснить значение некоторых широко известных музыкальных терминов, узнать об истории их происхождения.
В процессе работы я обратил внимание на то, что некоторые термины в русском языке имеют не одно значение, т.е. являются многозначными; у некоторых слов есть омонимы.



Греческое слово μουσική представляет собой прилагательное женского рода

Греческое слово μουσική представляет собой прилагательное женского рода

Греческое слово μουσική представляет собой прилагательное женского рода. Женский род объясняется его согласованием с существительными женского рода др.-греч. τέχνη (ремесло, профессиональная деятельность муз).

В русском литературном языке XIX века закрепилось ударение на первый слог (от латинского musica), хотя ещё у Пушкина встречается ударение на втором слоге («из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает»).
В древнерусском языке вплоть до XVIII века в таком же значении использовалось слово «мусики́я» (от греч. μουσική)

Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз».
А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д. 
 

Нота

Нота

Нота

НОТА Нота (лат. Nota) – знак, метка

НОТА Нота (лат. Nota) – знак, метка

НОТА

Нота (лат. Nota) – знак, метка.
В музыке – это графическое обозначение звука музыкального произведения.
Вариации в изображении ноты, а также сочетание с другими символами позволяют задать высоту, длительность обозначаемого нотой звука и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
Сама нота состоит из 3 элементов. Они обозначены на рисунке.

НОТА (латин. nota - знак, замечание)

НОТА (латин. nota - знак, замечание)

НОТА  (латин. nota - знак, замечание). 
Графическое изображение музыкального звука (муз.).
2. Самый звук в музыке и пении (муз.). Взять высокую ноту.
3.  только мн. Текст музыкального произведения в нотной записи. Играть без нот, петь по нотам.
4. Тетрадь или книга, содержащая музыкальное произведение. 
Полка с нотами.
перен. Тон, интонация речи, выражающие какое-н. чувство (книжн.).   
В ее голосе слышались ноты раздражения. Вот донеслась еще из дальнего болота весенних журавлей ликующая нота. 
(А.К. Толстой). 
6. Как по нотам (разг.) - без неожиданных затруднений; как  было подготовлено. Всё прошло, как по нотам.

НОТА  (латин. nota - знак, замечание) (полит.). - Дипломатическое обращение одного правительства к другому.  Обмен нотами. Нота протеста
(Словарь Ушакава)

Петь по нотам. Играть по нотам

Петь по нотам. Играть по нотам

Петь по нотам.

Играть по нотам.

А вы когда-нибудь задавали себе вопрос: откуда произошли названия семи нот, известные абсолютно всем?

А вы когда-нибудь задавали себе вопрос: откуда произошли названия семи нот, известные абсолютно всем?

А вы когда-нибудь задавали себе вопрос: откуда произошли названия семи нот, известные абсолютно всем?








Я заинтересовался этим вопросом и вот что выяснил…

История происхождения названия нот

История происхождения названия нот

История происхождения названия нот

Названия нотной гаммы – от «до» до «си» - были введены в обиход в XI веке монахом-бенедиктинцем Гвидо д’Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю.
В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса:

«Дай нам чистые уста,
Святой Иоанн,
чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний...

РЕ внители твои сумели МИ ру возгласить деяний чудеса

РЕ внители твои сумели МИ ру возгласить деяний чудеса

…утробою отверстой чтобы РЕвнители твои сумели МИру возгласить деяний чудеса ФАльшь совлеки с их губ, СОЛгать дабы не смели, ЛАская слух напевом, Святый Иоанне.

Гвидо д'Ареццо , он же Гвидо Аретинский (Guido of

Гвидо д'Ареццо , он же Гвидо Аретинский (Guido of

Гвидо д'Ареццо, он же Гвидо Аретинский (Guido of Arezzo или Guido Aretinus, 991/992 – после 1033) – средневековый специалист по теории музыки. Считается изобретателем современной музыкальной нотной записи.
 
Гвидо Аретинский был монахом бенедектинского ордена итальянского города-государства Ареццо. 

Гвидо разработал новую технику подготовки музыкантов; она была основана на использовании нотной записи и запоминания по принципу сольфеджио.

Он известен как автор обучения певчих. Его метод позволял самостоятельно и в короткое время разучивать новые песнопения, петь "с листа".

Изобретения Гвидо Аретинского во многих отношениях определили лицо современной музыкальной теории

Изобретения Гвидо Аретинского во многих отношениях определили лицо современной музыкальной теории

Изобретения Гвидо Аретинского во многих отношениях определили лицо современной музыкальной теории.
Как следствие, имя Гвидо было увековечено в ряде музыкальных проектов. Так, именно в честь итальянского монаха была названа система записи музыки для компьютеров, GUIDO.
 

Нотный стан (нотоносец) Нотный стан – пять линеек, на которых располагаются ноты

Нотный стан (нотоносец) Нотный стан – пять линеек, на которых располагаются ноты

Нотный стан (нотоносец)

Нотный стан – пять линеек, на которых располагаются ноты.
Линейки считают снизу вверх. Ноты в виде овальных помет записываются в порядке звучания слева направо.
Для того чтобы знать, какая нота выбрана как отправная, в музыке существуют ключи – специальные символы, записывающиеся в левом конце нотного стана.

Стан Туловище человека.

Стан Туловище человека.

Стан
Туловище человека. Девичий стан. Стройный стан.
Стан 1. Лагерь, место стоянки. Воинский стан. Расположиться станом. Полевой стан. (пункт с жилыми и производственными помещениями на отдаленных полях в период полевых сельскохозяйственных работ). 2. перен. Воюющая, борющаяся сторона, общественно-политическая группировка(высок.). В стане идейных противников. 3. В царской России: административно-полицейское подразделение уезда, состоящее из нескольких волостей. II прил. становой, -ая, -ое (к 3 знач.). Становой  пристав (начальник стана в уезде). Распоряжение станового (сущ.).
Стан 1. Большая машина или система машин для изготовления крупных металлических изделий. Прокатный стан. Рельсопрокатный стан.  Волочильный стан. 2. Машина или прибор для тканья. Ткацкий стан.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

Скрипичный ключ Ключ (итал. Chiave, лат

Скрипичный ключ Ключ (итал. Chiave, лат

Скрипичный ключ

Ключ (итал. Chiave, лат. Clavis, нем. Schlussel, англ. Clef) – знак линейной нотации, определяющий звуковысотное значение нот.

Скрипичный ключ – один из основных типов ключей, принятых в классической пятилинейной тактовой нотации; ключ «соль».

Ключ является графическим обозначением ноты «соль» и символическим изображением скрипки , — рассказывает музыковед

Ключ является графическим обозначением ноты «соль» и символическим изображением скрипки , — рассказывает музыковед

«Ключ является графическим обозначением ноты «соль» и символическим изображением скрипки, — рассказывает музыковед Лидия Назаренко. — Он появился, когда возникла инструментальная музыка, в первую очередь скрипичная — в эпоху между поздним Возрождением и ранним Барокко (XVI — начало XVII века) . До этого исполнялись преимущественно вокальные произведения и для них использовалась особая нотная запись. Новая музыка требовала новых графических символов» .

И хотя история музыки тщательно изучена, ученые до сих пор не могут назвать автора современного изображения скрипичного ключа

И хотя история музыки тщательно изучена, ученые до сих пор не могут назвать автора современного изображения скрипичного ключа

И хотя история музыки тщательно изучена, ученые до сих пор не могут назвать автора современного изображения скрипичного ключа. Впервые символ появился в нотных записях французских композиторов XVI века, авторство которых так и не удалось установить. (Первое время ключ так и называли — «французский». ) Бенедиктинский монах Гвидо из Ареццо (995—1050). в начале нотной строки ставил обозначение ноты, с которой начиналась мелодия. Буква G, которой обозначается нота «соль» , стала прообразом скрипичного ключа.

Басовый ключ Басовый ключ – один из основных типов ключей, принятых в классической пятилинейной тактовой нотации; ключ «фа»

Басовый ключ Басовый ключ – один из основных типов ключей, принятых в классической пятилинейной тактовой нотации; ключ «фа»

Басовый ключ

Басовый ключ – один из основных типов ключей, принятых в классической пятилинейной тактовой нотации; ключ «фа».

Значение слова Ключ: 1. Ключ -

Значение слова Ключ: 1. Ключ -

Значение слова Ключ:
1. Ключ - То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь
2. Ключ - верхний камень, замыкающий свод сооружения.
3. Ключ - вытекающий из земли источник, родник
4. Ключ - знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот
5. Ключ - металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка
6. Ключ - приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
 

Сольфеджио Сольфеджио (итал. Solfeggio от слова

Сольфеджио Сольфеджио (итал. Solfeggio от слова

Сольфеджио

Сольфеджио (итал. Solfeggio от слова Solfo), что означает: ноты, музыкальные знаки, гамма.
У нас принято называть уроки, на которых занимаются развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды, поют по нотам мелодии: одно-, двух- и трёхголосные. Такое пение нот с произнесением их слоговых названий является сольфеджированием. Сборник нот, предназначенных для сольфеджирования, так же, как и учебная дисциплина, называется сольфеджио.

Мелодия Н.Ф.Соловьев определял мелодию как «певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу» μέλος — напев ᾠδή — пение, распев (с греческого)

Мелодия Н.Ф.Соловьев определял мелодию как «певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу» μέλος — напев ᾠδή — пение, распев (с греческого)

Мелодия

 Н.Ф.Соловьев определял мелодию как «певучее последование  звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу»

μέλος — напев  
ᾠδή — пение, распев
(с греческого)

Гамма Гамма - это 1. музыкальный термин , который обозначает последовательность ряда звуков

Гамма Гамма - это 1. музыкальный термин , который обозначает последовательность ряда звуков

Гамма

Гамма - это
1. музыкальный термин, который обозначает последовательность ряда звуков. Данный ряд либо повышается, либо понижается в пределах одной или нескольких октав. Сколько гамм было ею сыграно во время обучения в музыкальной школе!
2. Данное слово обозначает и что-то меняющееся – явления, свойства, чувства. В этом случае слово употребляется в переносном значении. Гамма чувств одолевала его, когда он слушал эту мелодию.
3. Название буквы греческого алфавита - Г.
4. Гамма в живописи обозначает оттенки цветов, которые используют художники для создания картин. Синонимом слова в данном значении будет «палитра». Гамма пастельных тонов придавала картине нежность и спокойствие.
5. Научный термин, который употребляется в физике со словом «лучи». Гамма–лучи - это электромагнитное излучение с короткой волной. Оно испускается ядрами искусственных и природных элементов. Гамма-лучи относятся к той же породе лучей, что и рентгеновские, они опасны для человека.

В русский язык слово «гамма» пришло из французского в конце

В русский язык слово «гамма» пришло из французского в конце

В русский язык слово «гамма» пришло из французского в конце XVIII в.
Французское gamme – музыкальный термин, неологизм, впервые введенный аббатом Гвидо Ареццо для наименования первоначально только первого тона нотной системы.
Базой для возникновения слова явилось уже известное название третьей буквы греческого алфавита (слово, которое уже в это время часто использовалось при математических вычислениях).

Знаки альтерации При написании мелодий используются знаки альтерации

Знаки альтерации При написании мелодий используются знаки альтерации

Знаки альтерации

При написании мелодий используются знаки альтерации.
Альтерация (лат. Alterare -изменять) – изменение.
Основные знаки альтерации – диез, бемоль и бекар.

Диез повышает звук на полтона ДИЕЗ (франц

Диез повышает звук на полтона ДИЕЗ (франц

Диез повышает звук на полтона

ДИЕЗ (франц. diese - от греч. diesis - полутон), в музыке - знак,предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон.
В др.-греч. δίεσις,лат. Diesis – «малый тон»

Бемоль понижает звук на полтона

Бемоль понижает звук на полтона

Бемоль понижает звук на полтона

БЕМОЛЬ (франц. bemol) - в музыке - знак, предписывающий понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон. Понижение ступени на целый тон обозначает дубль-бемоль.
Слово образовано из двух элементов: be – буква «бэ» и mol – «мягкий», т.е. бемоль«мягкая б» (дословно).

БЕКАР (франц. becarre) - знак, отменяющий повышение или понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон или на целый тон, т

БЕКАР (франц. becarre) - знак, отменяющий повышение или понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон или на целый тон, т

БЕКАР (франц. becarre) - знак, отменяющий повышение или понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон или на целый тон, т.е. отменяет действие диеза и бемоля.
В переводе с франц. – «квадратная б»

Знаки альтерации располагают рядом с ключом перед написанием нот, чтобы определить тональность, а двойные знаки альтерации располагают рядом с нотами

Знаки альтерации располагают рядом с ключом перед написанием нот, чтобы определить тональность, а двойные знаки альтерации располагают рядом с нотами

Знаки альтерации располагают рядом с ключом перед написанием нот, чтобы определить тональность, а двойные знаки альтерации располагают рядом с нотами.

ДИРИЖЁР - Музыкант, управляющий оркестром или хором

ДИРИЖЁР - Музыкант, управляющий оркестром или хором

ДИРИЖЁР - Музыкант, управляющий оркестром или хором. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

Русск. новообразование на -ёр, аналогичное жонглёр, танцор. От дирижи́ровать. Из франц. diriger "направлять«, от лат. Dīrigere

Дирижер

Вывод: В процессе работы над проектом я - выяснил этимологию музыкальных терминов; установил, что среди них есть немало многозначных слов; установил, что музыкальные термины заимствованы…

Вывод: В процессе работы над проектом я - выяснил этимологию музыкальных терминов; установил, что среди них есть немало многозначных слов; установил, что музыкальные термины заимствованы…

Вывод:
В процессе работы над проектом я
- выяснил этимологию музыкальных терминов;
установил, что среди них есть немало многозначных слов;
установил, что музыкальные термины заимствованы из других языков;
узнал об огромной роли Гвидо Аретинского в развитии музыки;
научился представлять свое исследование в формате презентации.

Презентация по русскому языку по теме "Лексика"

Презентация по русскому языку по теме "Лексика"

D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/ http://dic

D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/ http://dic

http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/g/chto-takoe-gamma

http://www.worklib.ru/dic/%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1068112

http://www.peoples.ru/state/statesmen/guido_d__arezzo/

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.



Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2018