Подготовка к сочинению – описанию по картине А. Н. Комарова «Наводнение»
Урок русского языка в 5 классе
Автор презентации: Проценко Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы МКОУ Подгоренской СОШ №1
пгт. Подгоренский Воронежской области
Слово о художнике
Комаров
Алексей Никанорович
(1879 – 1977)
Русский и советский живописец, скульптор, анималист
Анималист — а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных.
[От лат. animal животное]… (Малый академический словарь)
Слово о художнике
Известный художник-анималист Алексей Никанорович
Комаров родился 14 октября 1879 г. в Тульской
губернии. Ещё в возрастечетырёх-пяти лет рисовал
и лепил из хлеба домашних животных. В Училище
живописи, ваяния и зодчества поступил без труда,
что свидетельствовало о большом даровании юноши.
А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках,
иллюстрировал журналы и книги. Он много
путешествовал.
Комаров Алексей Никанорович является
основоположником русской анималистической школы.
Его работы отличает поразительный реализм,
портретное сходство с конкретным животным. Значительное место в творчестве
А. Комарова занимают иллюстрации детской литературы.
Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь
к животным.
Творческое кредо А.Н.Комарова
«Я старался заразить
зрителей и читателей
своей любовью
к зверям и птицам
нашей родной природы;
я видел их в натуре,
люблю и хорошо знаю».
Зарисовками собак, лошадей, разнообразных диких зверей и птиц заполнены бесконечные альбомы Алексея Никаноровича.
Значительное место в творчестве А.Комарова занимают иллюстрации детской литературы. Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным.
Велика заслуга художника, настойчиво напоминающего своими картинами, иллюстрациями в книгах и журналах, открытками, почтовыми марками, литературными очерками-воспоминаниями о необходимости любви к животным, об охране природы.
Рассмотрим картину
Какое время года изображено на картине? | Ранняя весна, большой весенний разлив, наводнение. |
Какие краски и тона на полотне преобладают? | Тёмные, неяркие, приглушённые, тёмно-серые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета. Это говорит о том, что зайчик оказался в трудной ситуации. |
Кто герой картины? | Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения. |
Подумайте, как он там оказался? | Весеннее солнышко растопило снег, высоко поднялась вода. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка . Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно. |
Рассмотрим героя картины
Где и как сидит заяц? | Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы. |
Каким изобразил художник зайца? | а) голова продолговатая, беленькая мордочка, с широкой коричневой полоской посередине, |
Фон картины | Заяц изображён на фоне воды. Она как зеркало. Тёмная, холодная. В ней отражаются силуэты деревьев. |
ПОДУМАЙТЕ…
Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя? | Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. |
Можно ли по этой картине судить о том, как художник относится к животным вообще и к этому зайцу, попавшему в беду? | Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе. |
| живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; |
| полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; |
| запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал, изобразил, представил, расположил; |
| русак, зайка, косой, длинноухий, бедняжка, зверёк; |
| половодье, разлив, паводок, большая вода, потоп, бедствие, стихия. |
Подберите синонимы
В. Бианки. «Заяц на дереве».
Н. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».
Составим план сочинения
Художник и его картина.
Как зайчик оказался на дереве?
Как художник изобразил зайчишку:
а) внешний вид (голова, глаза, уши, лапы, шерсть);
б) поза;
в) состояние.
4. Как может спастись длинноухий?
5. Какие чувства вызывает эта картина, над чем заставляет задуматься?
Опорные слова
Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, старое корявое дерево, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, не растерялся, догадался запрыгнуть, боится, находчивый, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с розовым отливом.
Передо мной картина …
На переднем плане
замечательного полотна…
Художник изобразил…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Варианты начала частей
что вы должны представить, что рассказываете о картине и её герое не своему ровеснику, а младшему.
Расскажите так, чтобы ему было понятно и интересно.
Помните,
ПРИМЕР РАССКАЗА
Ты не видел картину Комарова «Наводнение»? Как ты думаешь, что там нарисовано?
Да, разлив реки, но главное не это. Посмотри, на картине только одно живое существо – это заяц. Он забрался на сук старого дерева и сидит там, сжавшись в комочек. Уши у зайчишки стоят торчком, развёрнуты в стороны: он чутко прислушивается, нет ли ещё откуда-нибудь опасности. Глаза большие, испуганные, шёрстка встала дыбом. Зайчишка затаился, подобрал лапки, прижался к ветке и стволу дерева – это его единственная защита и надежда.
Как же он попал на дерево? Наверное, когда началось наводнение, он пытался убежать от подступающей воды и в последний момент успел запрыгнуть на толстый сухой сук.
Кругом вода. Вдалеке видны деревья, но они так далеко, что кажутся маленькими даже по сравнению с зайчиком. Придётся ему ждать, пока вода отступит и он сможет спрыгнуть на землю.
Работаем над сочинением в черновике
1) Проверьте, есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения).
2) Правилен ли порядок слов.
3) Связаны ли слова по смыслу.
4) Нет ли повторов одинаковых слов и выражений, не стоят ли рядом однокоренные слова.
5) Правильно ли написаны слова (в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю).
6) Проверьте постановку знаков препинания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.