Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных.
Учебные цели:
- систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;
- совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.
Развивающие цели:
- развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;
- развивать речевые навыки.
- развивать различные виды внимания;
- формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
Воспитательные цели:
- воспитывать учебно-познавательную активность обучающихся;
- способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;
- способствовать патриотическому воспитанию.
«Шёпот, робкое дыханье».
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря! (А. А.
Фет)
Пятнадцатое
декабря.
Классная работа.
Имя существительное
Правописание
как часть речи.
окончаний
имен
существительных.
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Звонит, Жалюзи,
компас, издавна,
досуг, баловать,
банты, искра,
корысть,
красивейший,
ЗвонИт, жалюзИ,
кОмпас, Издавна,
досУг, баловАть,
бАнты, Искра,
корЫсть,
красИвейший,
донЕльзя,
ИСТОРИЧЕС
КОММЕНТА
КИЙ
РИЙ
РАБОТА В ПАРАХ
Подберите к существительному
Определите
прилагательное.
склонение имени существительного.
Фамилия,
бюллетень,
повидло, рояль,
бандероль, путь,
лебедь, мышь,
береза.
Задание 6
ЕГЭ
МОРФОЛОГИЧЕСК
ИЕ НОРМЫ
(образование форм
слова)
Именительный падеж, множественное число
-ы/ -и
-а/ -я
Большинство
односложных сущ. муж. р.
флоты
шумы
Если ударение в нач.
форме падает на 2-й слог
Арбуз – арбузы
Распространено
в многосложных словах
аптекари
Иноязычные слова
на –ёр/ -ер с ударением
на последний слог
офицер – офицеры
шофер - шоферы
Слова на -тор
Лекторы
Комментаторы
Но: директора
Доктора
профессора
Как правило,
двусложные слова
с ударением на 1-й слог
Катер - катера
Двусложные
и трехсложные слова
на –л/ -ль, -р/ -рь
с ударением на 1-й слог
кителя
Сущ. среднего рода,
2-ого склонения
кольца
зеркал
а
Поставьте существительные, данные в
скобках, в форму именительного или
винительного падежа множественного числа.
1. (Инженер) нужны повсюду.
2. (Орден) были вручены бойцам.
3. Нам выдали (пропуск) на завод.
4. (Фермер) получили в аренду заброшенные
инженеры
ордена
пропуска
хутора
директора
председател
и
5. (Директор) заводов и (председатель)
(хутор).
кооперативов
были вызваны в городскую администрацию.
бухгалтеры,, столяры, маляры, сторожа
6 . Заводу требуются (бухгалтер, столяр, маляр,
сторож).
Родительный падеж, множественное число
-ей
Сущ. 1-ого скл.
с ударением
на последнем слоге
в начальной форме
свеча – пять свечей
статья – нет статей
Сущ. 2-ого скл. С основой
на мягкую согласную
или шипящую
жителей
полей
падежей
-ов
Сущ., обозначающие
названия фруктов,
овощей
нет помидоров,
апельсинов
Сущ. 2-ого скл.
с основой на твёрдую
согласную и й
Нет бойцов,
гениев
Сущ., обозначающие
денежные единицы
пять долларов,
динаров
Нулевое окончание в родительном падеже
множественного числа
Обычно имеют сущ. 1-ого скл.
с ударением на основе в начальной форме
яблоня – нет яблонь
но: доля – пять долей,
кегля – пять кеглей,
пригоршня – пять
пригоршней и пригоршен
Названия парных предметов
пара ботинок, сапог, чулок
Названия национальностей на –н, -р
нет цыган, румын, осетин
Наименования военнослужащих
нет солдат, партизан
но: нет сапёров, минёров
Сущ., употребляющиеся
только во множественном числе
Сущ. жен. и ср. рода на –ья/ -ье
в Р. п. мн. ч. имеют нулевое
окончание. –ий в этой форме
входит в основу!
нет макарон, денег, опилок,
чернил
но: нет джинсов, обоев,
бронхов
копий, кушаний
Проверь себя!
Купить килограмм абрикосов, апельсинов;
группа армян; сочинитель многих басен; пара
бутс; пачка вафель; сто граммов; пять
графинов; много дел; несколько долей;
кубометр досок; нет колготок; много
кудрей; много вкусных кушаний; много
оладий; несколько чистых полотенец; отряд
сапёров, минёров, партизан.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
С давних времен людям, говорящим на разных
языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем
родном языке и частично понимать друг друга, если
языки похожи. В славянских странах русского3 скорее
всего как-то поймут, но в соседней Венгрии3 — уже
нет: венгерский язык совершенно не похож на
русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает
понять друг друга третий — переводчик. Но, во-
первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых,
он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не
родной для них обоих. В современном мире это может
быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь,
но чаще говорят на языке, который для кого-то в
мире родной. Обычно этот язык обладает бóльшим
авторитетом, чем родные языки собеседников. Им
может быть просто какой-нибудь распространенный
язык. В современном мире языком международного
общения нередко выступает английский язык.
СИНКВЕЙН
1 слово –
существительное
2 слова –
прилагательные
3 слова – глагола
4 - предложение
Найти ошибки в образовании формы
множественного числа, записать
предложения в исправленном виде.
Устно исправить ошибки в образовании форм
родительного падежа множественного числа
существительных.