Презентация по русскому языку "Работа со словами из словаря. Приём ассоциативного запоминания"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 21.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и практический материал по использованию приёма ярких ассоциаций при изучении слов из словаря. Дана фрагменты этой работы, что и зачем проводить. Приведены примеры ярких ассоциаций. Материал поможет учителю начальных классов при изучении словарных слов.
Иконка файла материала Словарная работа 2.ppt
 Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, обучающиеся продолжают делать ошибки.  Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?
 -актуальность проблемы  -опыт использования приема в практической деятельности  -практикум с участниками мастер-класса  -подведение итога мастер-класса
По Немову Р.С. «Ассоциация – это соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из явлений закономерным образом влечёт появление другого».
Не навязывать ребенку своей ассоциации! Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность приёма ярких ассоциаций отвечает требованиям проблемного обучения,
 - предъявление словарного слова  - объяснение его лексического значения  - запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы связанного со словом и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв  - подчёркивание слога, который вызывает трудности (сомнения) при написании  - нахождение ассоциативного образа,
 - прочитывание словарного слова и чёткое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа  - составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.
 Шофёр  Это водитель автомобиля, автобуса.  Шофёр -  Шофёр сел за руль своего автобуса.  (Шофёр, шофёрский, по-шофёрски)
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: Цвету иней- снег, белый Форме корзина- овальная Месту завод- труба Звучанию эстафета- «Эй!» Действию стакан- ставлю Назначению капуста- заяц Материалу газета- бумага Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например: берёза берёза – кудрявая, т. е. нужен гребень, чтобы расчесать, – по цвету белая - по форме, как буква Е Результат: берёза – белая гребень ( Е )
 Не следует навязывать ученику свои ассоциации. Ценность приёма – в создании ребёнком своего ассоциативного образа.  Например, изучаем слово - СОБАКА (версии детей!!)  ХВОСТ  КОСТЬ
 По назначению  пальто  платок  аптека  По назначению и количеству  библиотека  много книг радость голова салют костёр шапка лекарство праздник огонь дети пел   По звучанию, признакам  дежурный  петух  По месту расположения  болото  деревня  По материалу, действию, назначению  лето мох дело перья лес газета карандаш   лопата бумага бумага читать пенал копка шарф хранилище книг поход гребень речка топь журнал тетрадь
 Разделила слова на группы: адрес деревня до свидания город дорога пожалуйста Москва корова спасибо Россия собака язык класс картина ученик медведь учитель рисунок фамилия
 В начале недели даю не более 5 слов: Класс Ученик Учитель Ребята Фамилия
 Кто знает, что такое класс?  Правописание каких букв нужно запомнить? Запишем слово в словарик.  С чем в вашем воображении можно сравнить класс?
 Кого мы называем учеником?  Правописание какой буквы нужно запомнить?  Запишем слово в словарик.  С чем в вашем воображении можно сравнить ученика?
 Кого мы называем учителем?  Правописание какой буквы нужно запомнить?  Запишем слово в словарик.  С чем в вашем воображении можно сравнить учителя?
Кто такие ребята? Да – это дети. ребята-дети ребята- детство
 У каждого человека есть фамилия.  Правописание каких букв нужно запомнить? Запишем слово в словарик.  Чью чаще всего фамилия передают детям?  Да, папину.  фамилия-папа  Фамилия в семье одинаковая у членов семьи.  фамилия- это (папа, мама и я)
На доске записаны слова Кла…с, р…бята, ф…мил…я, уч…ник, учит..ль. Дети веером показывают какую букву в этом слове нужно запомнить.
На следующем уроке слова даны на доске Кла…с, р…бята, ф…мил…я, уч…ник, учит..ль. Записать слова в 2 столбика, вставить пропущенные буквы Кто? Что?
На следующем уроке слова даны на доске Кла…с, р…бята, ф…мил…я, уч…ник, учит..ль. Е А И Какое слово написали 2 раза? Почему?
Учитель завёл в класс нового ученика. Его фамилию Иванов запомнили все ребята.
1) Выписать только имена существительные: Вдру., м.л.ко, х.р.шо, м.рож.н.е, п.суда, чу.ств.вать. 2) Записать слова в алфавитном порядке:   Б.рёза, щ.вель, к.рзина, яг.да. з.мл.ника.
Записать слова в 3 столбика по частям речи: Д.лёкий, рюмашка, к.стёр, ж.лтый, г.рит, ф.алка. Выписать только словосочетания сущ+прилаг Прелестные р.машки, озеленять ул.цу, шел по п.ску, голосистый с.л.вей, ухаживать за р.стениями, яркий к.стёр.
• Применение ассоциативного приёма способствует успешному запоминанию словарных слов. • Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы. • Самое главное, дети стали хорошо учиться.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
 Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с.  Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс»  Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с.  Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003.  Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.