Данная презентация содержит как теоретический материал, так и практический материал по использованию приёма ярких ассоциаций при изучении слов из словаря. Дана фрагменты этой работы, что и зачем проводить. Приведены примеры ярких ассоциаций. Материал поможет учителю начальных классов при изучении словарных слов.
Многолетний опыт работы показал, что не
смотря на кропотливую работу по
запоминанию словарных слов,
обучающиеся продолжают делать ошибки.
Многократно возникал вопрос, как за
короткий промежуток времени достичь
хорошего результата, то есть при
наименьших усилиях научить запоминать
словарные слова надолго, прочно,
основательно?
-актуальность проблемы
-опыт использования приема в
практической деятельности
-практикум с участниками мастер-класса
-подведение итога мастер-класса
По Немову Р.С.
«Ассоциация – это соединение,
связь психических явлений друг с
другом, при которой
возникновение в сознании
человека одного из явлений
закономерным образом влечёт
появление другого».
Не навязывать ребенку своей
ассоциации!
Ценность – наличие у каждого
своего ассоциативного образа
при данных требованиях:
связь и общая заданная
орфограмма.
Новизна, актуальность,
педагогическая
целесообразность
приёма ярких ассоциаций
отвечает требованиям
проблемного обучения,
- предъявление словарного слова
- объяснение его лексического значения
- запись в словарь с выделением (размером,
цветом, рисунком) сомнительной орфограммы
связанного со словом и запись его напротив
словарного слова в словаре с выделением
(размером, цветом, рисунком) одинаковых
букв
- подчёркивание слога, который вызывает
трудности (сомнения) при написании
- нахождение ассоциативного образа,
- прочитывание словарного слова и
чёткое воспроизведение вслух
найденного ассоциативного образа
- составление и запись предложений с
новым словарным словом с выделением в
словарном слове цветом сомнительной
орфограммы, подбором родственных
слов.
Шофёр
Это водитель автомобиля, автобуса.
Шофёр -
Шофёр сел за руль своего автобуса.
(Шофёр, шофёрский, по-шофёрски)
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан
со словарным словом каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть по:
Цвету иней- снег, белый
Форме корзина- овальная
Месту завод- труба
Звучанию эстафета- «Эй!»
Действию стакан- ставлю
Назначению капуста- заяц
Материалу газета- бумага
Ассоциативный образ должен иметь в своём написании
не вызывающую сомнений букву, которая является
сомнительной в словарном слове.
Например:
берёза
берёза – кудрявая, т. е. нужен гребень,
чтобы расчесать,
– по цвету белая
- по форме, как буква Е
Результат:
берёза – белая
гребень ( Е )
Не следует навязывать ученику свои
ассоциации. Ценность приёма – в
создании ребёнком своего
ассоциативного образа.
Например, изучаем слово - СОБАКА
(версии детей!!)
ХВОСТ
КОСТЬ
По назначению
пальто
платок
аптека
По назначению и количеству
библиотека
много книг
радость
голова
салют
костёр
шапка
лекарство
праздник
огонь
дети
пел
По звучанию, признакам
дежурный
петух
По месту расположения
болото
деревня
По материалу, действию, назначению
лето
мох
дело
перья
лес
газета
карандаш
лопата
бумага
бумага
читать
пенал
копка
шарф
хранилище книг
поход
гребень
речка
топь
журнал
тетрадь
Разделила слова на группы:
адрес деревня до свидания
город дорога пожалуйста
Москва корова спасибо
Россия собака язык
класс картина
ученик медведь
учитель рисунок
фамилия
В начале недели даю не более 5 слов:
Класс
Ученик
Учитель
Ребята
Фамилия
Кто знает, что такое класс?
Правописание каких букв нужно
запомнить? Запишем слово в словарик.
С чем в вашем воображении можно
сравнить класс?
Кого мы называем учеником?
Правописание какой буквы нужно
запомнить?
Запишем слово в словарик.
С чем в вашем воображении можно
сравнить ученика?
Кого мы называем учителем?
Правописание какой буквы нужно
запомнить?
Запишем слово в словарик.
С чем в вашем воображении можно
сравнить учителя?
Кто такие ребята?
Да – это дети.
ребята-дети
ребята- детство
У каждого человека есть фамилия.
Правописание каких букв нужно
запомнить? Запишем слово в словарик.
Чью чаще всего фамилия передают
детям?
Да, папину.
фамилия-папа
Фамилия в семье одинаковая у членов
семьи.
фамилия- это (папа, мама и я)
На доске записаны слова
Кла…с, р…бята, ф…мил…я, уч…ник,
учит..ль.
Дети веером показывают какую букву в
этом слове нужно запомнить.
На следующем уроке слова даны на доске
Кла…с, р…бята, ф…мил…я, уч…ник,
учит..ль.
Записать слова в 2 столбика, вставить
пропущенные буквы
Кто? Что?
На следующем уроке слова даны на доске
Кла…с, р…бята, ф…мил…я, уч…ник,
учит..ль.
Е А И
Какое слово написали 2 раза? Почему?
Учитель завёл в класс
нового ученика.
Его фамилию Иванов
запомнили все ребята.
1) Выписать только имена существительные:
Вдру., м.л.ко, х.р.шо, м.рож.н.е, п.суда,
чу.ств.вать.
2) Записать слова в алфавитном порядке:
Б.рёза, щ.вель, к.рзина, яг.да. з.мл.ника.
Записать слова в 3 столбика по частям речи:
Д.лёкий, рюмашка, к.стёр, ж.лтый, г.рит,
ф.алка.
Выписать только словосочетания
сущ+прилаг
Прелестные р.машки, озеленять ул.цу,
шел по п.ску, голосистый с.л.вей,
ухаживать за р.стениями, яркий к.стёр.
• Применение ассоциативного приёма
способствует успешному
запоминанию словарных слов.
• Повышается интерес к обучению,
учащиеся находятся в постоянном
поиске, творческий процесс
приносит радостные эмоции и
удовольствие от работы.
• Самое главное, дети стали хорошо
учиться.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Рождественский Н.С. Обучение орфографии
в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с.
Соболева О.Л. Методические рекомендации
к учебнику «Русский язык- 1 класс»
Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.:
Сталкер, 1997.- 448 с.
Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую
память-Д.: Сталкер, 2003.
Шульгина В.П. Методическая копилка для
учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс,
2002.