Цель урока данной презентации заключается в следующем: Повторить сведения о словосочетании
Сформировать навык выделения словосочетания из предложения
Дать понятие о видах связи слов в словосочетании
Научиться определять способ связи слов в словосочетании
Автор метод разработки: Сурова Галина Федоровна
Место работы: МБОУ "Новолядинская СОШ" Тамбовского районаФайл для материала.
Словосочетание
Связь слов в
словосочетании
Автор: Сурова Галина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
Цель урока
Повторить сведения о словосочетании
Сформировать навык выделения
словосочетания из предложения
Дать понятие о видах связи слов в
словосочетании
Научиться определять способ связи слов
в словосочетании
Беседа с классом
Что такое словосочетание?
Чем отличается словосочетание от
слова? от предложения?
Из каких частей состоит словосочетание?
Какие виды словосочетаний вы знаете?
Как определяется вид словосочетания?
Работа с текстом
Гроза проходила очень далеко, так что и грома не
было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали
неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии: они
не столько вспыхивали, сколько трепетали и
подёргивались, как крыло умирающей птицы, и
прекращались ни на мгновение.
С приближением солнца все бледнели и
сокращались молнии: они вздрагивали всё реже и
реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим
и несомнительным светом возникавшего дня...
(По И.С. Тургеневу)
Прочитайте текст, озаглавьте его,
Определите тип речи.
Какие слова несут в тексте основную
смысловую нагрузку?
Выпишите словосочетания, с помощью
которых писатель:
А) «рисует» молнии
Б) передает движение, динамику грозы
Проверь себя
А) длинные молнии
разветвленные молнии
неяркие молнии
Б) непрерывно вспыхивали
вздрагивали реже
вспыхивали в небе
Работа с классом
Выделите главное слово
Какой частью речи выражено зависимое
слово
Определите вид связи главного слова с
зависимым , используя подсказку
Сделайте вывод о связи слов в
словосочетании
Сравните полученные выводы с
материалом учебника
согласование
управление
примыкание
Зависимое слово
выражено
именем
прилагательным
Причастием
местоимением
Зависимое слово
выражено именем
существительным с
предлогом или без
Зависимое слово
выражено
неизменяемой
частью речи :
наречием,
деепричастием,
инфинитивом
Тест «Проверь себя»
1. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов —
согласование?
вдруг уткнулся
последовательность цифр
с первой клеточки
фрагмент кинофильма
вдруг уткнулсяпоследовательность цифрс первой клеточкифрагмент кинофильма
Тест «Проверь себя»
2. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов —
управление?
пушистую головку
включите в текст
свой ответ
пишите аккуратно
пушистую головку включите в текстсвой ответпишите аккуратно
Тест «Проверь себя»
3. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов —
примыкание?
крупная планета
пищит птицей
солнечной системы
немного повыше
крупная планетапищит птицейсолнечной системынемного повыше
Тест «Проверь себя»
4. Вопрос: в каком ряду все словосочетания
со связью согласование?
сияющим светом, на другое лето, всю зиму;
тянется к ней, безмолвным голосом,
еще прекраснее;
в минувшую осень, немного хуже,
вдруг остановилась;
зовет ее, своего благоухания,
между тесными камнями.
Тест «Проверь себя»
5. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью
примыкание?
выходящие из детства, поднимаются
впервые, волнительный вопрос;
верьте себе, эти вопросы, не согласны с
теми;
с той жизнью, внушены вам, этого
разногласия;
жить по-Божьи, очень полезной,
весьма информативной.
Тест «Проверь себя»
6. Вопрос : в каком ряду все словосочетания со связью
управление?
дыхание ветров, прохватывает тайгу,
болотной сединой;
ходил на охоту, катался с ребятами,
прогуливался с ними;
ходил зимой, прогуливался на лыжах,
две сумки;
задолго до рассвета, затопила печь,
выпекла хлеб.