Презентация содержит описание поэтапных действий при необходимости написания сочинения-повествования. В доступной форме даётся материал в виде алгоритма при постановке и решении задачи по написанию текста повествовательного типа. На примере загадки предлагается написать подробно о морозе в выбранном стиле речи. даётся вариант возможного текста сочинения-повествования художественного стиля.Презентация по обучению написания сочинения-повествования в 6 классе
Учимся
писать
сочинен
ия
• Или
ПУТЬ К СЕБЕ
Занятие №1
Подготовила Решетняк Галина Николаевна, учитель
высшей категории МБОУ «СОШ № 21» г. Сергиев Посад
Московской области
Отгадайте загадки:
• У избы побывал - Все окно
разрисовал,
У реки погостил -Во всю реку мост
мостил.
• Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
• Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Главные «типы» и
задачи
• 1. По-вест-вование
( вести, новости, ведать,
знать, поведать=сообщить)
• ПОВЕСТИ ЗА СОБОЙ!
• ЧТО? (КТО?) ГДЕ? КОГДА?
ЗАЧЕМ?
ЧТО? (КТО?) ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ?
ПРОБА ПЕРА
• ЗАДАНИЕ
• 1. По загадке рассказать о подробностях.
• 2. Используй слова-мостики :
• Как-то раз (однажды), сначала, прежде,
раньше, давным-давно
• вдруг, после этого, потом, и вот, затем
• спустя время, итак, в итоге, наконец, в
конце концов
• 3. ПОМНИ О СТИЛЕ!
СТИЛЬНЕНЬКО?
• 1. Художественный
• 2. Научный
• 3.Разговорный
• 4.Публицистически
й
• 5.Официально-
деловой
• КАКОЙ ВЫБРАТЬ?
1 - тема
•МОРОЗ –
что? или
кто?
2- стиль
• НЕ В СВОИ САНИ
НЕ САДИСЬ!
• СРЕДСТВА:
• Морфемика
• Орфография
• Лексика
• Синтаксис
• пунктуация
• Культура речи
• Стилистика
Олицетворение –
художественный стиль
• Что же
делал
мороз?
• Как?
• Зачем?
МОРФЕМИКА: ПРИСТАВКА ПО-
• образует глаголы и
обозначает:
а) совершение действия в
течение некоторого, чаще
непродолжительного времени ;
б) усиление действия какого
либо признака качества,
состояния
в) начало действия ;
г) доведение действия до
нужного предела ;
д) доведение действия до
естественного предела .
• а) побегать;
б) повысить;
в) побежать;
г) полюбить;
д) побагроветь.
МОРФЕМИКА:ПРИСТАВКА РАЗ- ( РАС-)
• Образует глаголы и
обозначает:
а) раздробление, разделение
на части ;
• б) аннулирование результата
предшествующего действия ;
• а) разорвать;
• б) разоружить;
• в) распространение действия
в разные стороны ;
• в) разбросать;
• г) распространение действия
на всю поверхность .
• г) расписать.
ОРФОГРАФИЯ
• ОШИБКООПАСН
ЫЕ МЕСТА:
• Безударная
гласная
• Слабая позиция
• Слитное
написание - ?
• Раздельное
написание - ?
• Дефис -?
ЛЕКСИКА
• ПО ТЕМЕ:
• Мороз
• Морозчик
• Морозец
• Морозище
• Морозильни
к
ЛЕКСИКА ПО ТЕМЕ
• МОСТИТЬ -
• покрывать камнем,
брусчаткой и т. п.
• сооружать, делая
настил из досок,
бревен и т. п.
• укладывать (на
дорогу, площадь и т.
п.), создавая
покрытие, пригодное
для ходьбы, езды и т.
п.
• делать, устраивать
СИНТАКСИС и
ПУНКТУАЦИЯ
Я сплю.
Я сплю!
Я сплю?
Я – сплю.
Я : «Сплю».
Я сплю, сплю…
.
!
?
,
-
« »
:
…
КУЛЬТУРА РЕЧИ И
СТИЛИСТИКА
• ИДЕЯ мысль,
часто неожиданная;
понятие,
обобщающее
некоторый опыт и
отражающее
отношение к
действительности
ПРОБА ПЕРА
У избы побывал
–
Всё окно
разрисовал,
У реки побывал –
Во всю реку
мост мостил
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
• Делает КАК?
• Каким
образом?
• Как долго?
• С каких пор?
• До каких пор?
• Для чего?
• Зачем?
• Повествова
ние может
содержать
элементы
описания,
рассуждени
я
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
У невысокой крестьянской избы
тёмной ночью побывал крещенский
мороз. Заглянул в окно. Да как выдохнул:
«Ох, и хороша дивчина! Что за косы! Что
за румянец!»
Пока смотрел, дышал, любовался,
всё окно покрылось тонким волшебным
узором. Спрятался забияка, ускользнул
незаметно.
У реки остановился, прислушался.
Тихо ему шептала речка о своём. Он ей стал
шептать, рассказывать, не мог остановиться.
Там, где шёл, замирала река от его цепкого
дыхания.
Утром мостик через реку да узор на
окне – вот и вся красота страсти мороза.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Создать два варианта
повествовательного
мини-сочинения на тему:
«Путь домой»
• 1 2.