Данная разработка представляет собой разработку урока по теме "Лексика. Систематизация знаний". Урок может быть проведен в 6 классе на начальном этапе как систематизация знаний, полученных в 5 классе, либо как итоговый в 5 классе. Презентация снабжена заметками, комментирующими ход урока.
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №13 Отдела образования акимата города
Тараза»
Республика Казахстан
Урок русского языка
в 6 классе
учитель русского языка и литературы
первой категории
Передереева Елена Геннадьевна
Подготовила
1
Э н ц и к л о п е д и я
Чудеса
русского
Ч у д е с а
слова
р у с с к о г о с л о в а
2
русским
С
языком
можно
творить
чудеса,
нет
ничего такого
в жизни и в
нашем
сознании, что
нельзя было
передать
словом.
3
ЛЕКСИКА
- это
словарны
й состав
языка
4
В стране чудес
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и
мне,
Ботинок чёрным
язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит
картошка.
Бутылка горлышком
поёт,
Концерты вечером
даёт,
А стул на гнутых
ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь
мне?
5
Многозначн
ые слова –
это слова,
име-ющие
несколь-ко
лексических
значений.
Однозначные
слова –
это слова,
имеющие
одно
лексическо
е значение.
6
Прямое
значение слова
– это его
основное
лексическое
значение.
Переносное
значение
слова
- это его
вторичное
значение,
которое
возникло на
основе прямого.
Гром ударил.
7
Говорят, у мамы руки не простые,
Говорят, у мамы руки золотые!
Я гляжу внимательно, подношу поближе,
Трогаю и глажу – золота не вижу.
8
Проверьте друга!
Тяжесть багажа
Тяжесть утраты.
Гибкость ветки
Гибкость ума
Каменные груды
Каменное сердце
Зрелые плоды
Зрелый человек.
Строить мост
Строить планы.
Золотое кольцо.
Золотые руки
Хранить ценности Хранить
молчание.
9
Омонимы
– это слова,
которые
одинаково
произносятс
я и пишутся,
но
обозначают
различные
понятия.
10
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
11
Сев в такси, спросила такса:
«За такси какая такса?»
А водитель: «Денег с такс
Не берём совсем. Вот так-с!»
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
12
Коса1
Заплетённые
волосы.
Заплетать,
расплетать косу.
Коса2
Ручное
сельскохозяйст
венное орудие
для
скашивания
травы.
Точить косу.
Полотно.
1. Гладкая льняная
или
хлопчатобумажная
ткань.
Рубашка из
шёлкового
полотна.
2. Картина
художника (обычно
на холсте).
Выставка лучших
полотен русских
художников.
3. Проезжая
поверх-ность,
покрытие дороги,
моста и т.п.
Дорожное полотно
13
ВЕТЕР
Бывает он в
холод,
Бывает он в
зной,
Бывает он
добрый,
Бывает он злой.
Притихнет,
умчится,
Примчится
опять,
14
Антонимы
- это слова
одной и той
же части
речи,
которые
выражают
противополо
ж-ные
понятия.
15
Синоним
ы
- это слова
одной и той
же части
речи,
близкие по
значению, но
различающи
еся
оттенками
значений.
16
беспокойство,
Задание: расположить слова в
порядке нарастания их смыслового
значения.
1 ряд:
тревога,
волнение, переживание.
2 ряд:
торопиться, лететь, бежать,
мчаться.
3 ряд:
смеяться,
улыбаться.
хохотать,
18
Редактирование
текста
Я просыпаюсь и подхожу к окну.
Серебром блестят в синеве неба
стволы берез, и ярко блестят
ветвях
кристаллики
снежной
деревьев.
белизной стены домов, блестят
железные крыши…
снега на
Блестят
19
Домашнее задание
1 группа – упражнение 172 (списать,
синонимы подчеркнуть);
2 группа - упражнение 174 (+ составить
предложения с полученными СС);
На дополнительную оценку - подобрать
и записать 10 пословиц с антонимами.
20