Презентация по русскому языку "Вставные конструкции" является прекрасным иллюстративным материалом к уроку в 8 классе. Учитель может использовать данную презентацию как один из способов формирования навыков самостоятельной работы с различными источниками информации,
развития связной речи обучающихся, воспитания внимательности, уважительного отношения к русскому языку.
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»
Белгородской области»
учитель русского языка и литературы
Сорокина Ирина Тимофеевна
Цели урока:
Цели урока:
1. Дать понятие о вставных конструкциях,
1. Дать понятие о вставных конструкциях,
знаках препинания при них.
знаках препинания при них.
2. Формировать умение выразительно
2. Формировать умение выразительно
читать и пунктуационно оформлять на
читать и пунктуационно оформлять на
письме предложения с вставными
письме предложения с вставными
конструкциями.
конструкциями.
3. Развивать творческие способности
3. Развивать творческие способности
учащихся при работе с текстами.
учащихся при работе с текстами.
4. 4. CCодействовать формированию системы
одействовать формированию системы
знаний, представлений, понятий,
знаний, представлений, понятий,
обеспечивающих способность к
обеспечивающих способность к
творческой деятельности.
творческой деятельности.
Найти лишнее, объяснить:
Найти лишнее, объяснить:
1. собиратель, зажигать, сочетание,
1. собиратель, зажигать, сочетание,
внимание;
внимание;
2. современник, связаны,
2. современник, связаны,
естественно, пустынный;
естественно, пустынный;
3. по-французски, по_зимнему,
3. по-французски, по_зимнему,
по по __нашему, по_видимому;
нашему, по_видимому;
44. окружённый, холщовый, плечом,
. окружённый, холщовый, плечом,
горячо.
горячо.
ИНФИНФООРМАЦИЯ
РМАЦИЯ
ИНФИНФООРМИРОВАТЬ
РМИРОВАТЬ
Информация
Информация
(лат. Informatio
(лат.
представлять»).
представлять»).
Сделайте морфемный разбор
Сделайте морфемный разбор
слова информировать
информировать
слова
Informatio «изображать,
«изображать,
Книга была (1) по его словам (2) единственным
Книга была (1) по его словам (2) единственным
средством «добывания» информации. О большой
средством «добывания» информации. О большой
ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и
ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и
действиям автора.
действиям автора.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3
СРАВНИТЕ:
СРАВНИТЕ:
К счастью или к несчастью, в
К счастью или к несчастью, в
нашей жизни не бывает ничего,
нашей жизни не бывает ничего,
что не кончалось бы рано или
что не кончалось бы рано или
поздно .
поздно .
Однажды, войдя в квартиру —
Однажды, войдя в квартиру —
у меня был от нее собственный
у меня был от нее собственный
ключ, — я услышал, что Елена
ключ, — я услышал, что Елена
Николаевна поет .
Николаевна поет .
Определение вставных
Определение вставных
конструкций
конструкций
Затруднение, которое Демосфен сам себе
Затруднение, которое Демосфен сам себе
устроил, - камешки во рту – заставляло его
устроил, - камешки во рту – заставляло его
говорить особенно старательно и отчетливо.
говорить особенно старательно и отчетливо.
Постепенно голос Демосфена окреп, у него
Постепенно голос Демосфена окреп, у него
выработалась правильная дикция (т.е.
выработалась правильная дикция (т.е.
отчетливое произношение), и это помогло ему
отчетливое произношение), и это помогло ему
стать одним из самых замечательных ораторов
стать одним из самых замечательных ораторов
Древней Греции.
Древней Греции.
Ему очень хотелось сказать всю правду этим
Ему очень хотелось сказать всю правду этим
союзничкам именно сейчас — среди своих войск,
союзничкам именно сейчас — среди своих войск,
под грохот орудий (автомобили стояли всего в
под грохот орудий (автомобили стояли всего в
версте от батарей).
версте от батарей).
Выделите вставную конструкцию и
Выделите вставную конструкцию и
выберите при её оформлении на письме
выберите при её оформлении на письме
знак препинания — тире или скобки.
знак препинания — тире или скобки.
Если я заболею,
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
Обращаюсь к друзьям
не сочтите, что это в бреду:
не сочтите, что это в бреду:
постелите мне степь,
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
в изголовье поставьте
ночную звезду.
ночную звезду.
Проверьте себя:
Проверьте себя:
Если я заболею,
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
в изголовье поставьте
ночную звезду.
ночную звезду.
Домашнее задание
Домашнее задание
§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр.
§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр.
238 выписать предложения с
238 выписать предложения с
вводными словами (1-й абзац
вводными словами (1-й абзац
— предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й
— предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й
абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й
абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й
абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й
абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й
абзац- 1,2) или анализ
или анализ
абзац- 1,2)
предложенного текста
предложенного текста
Список использованной
Список использованной
литературы:
литературы:
Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский
язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 2001. – Ч.3.
язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 2001. – Ч.3.
Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166
Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166
2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в
2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в
словосочетании и предложении // Русский язык в школе. –
словосочетании и предложении // Русский язык в школе. –
1958. №6 С.16-25
1958. №6 С.16-25
3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного
3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного
предложения. М., 2006 С.8
предложения. М., 2006 С.8
4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-
4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-
231231
5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с
5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с
основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского
основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского
гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309
гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309
6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально
6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально
– семантическими отношениями вводных и вставных
– семантическими отношениями вводных и вставных
предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268
предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268
Спасибо за урок!
Спасибо за урок!