Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование и опыт
социальной работы в нем
Исполнители:
Драгункина
Лариса Викторовна,
Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных
цензов).
Уровень общего и специального образования обуславливается
требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также
общественными отношениями.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и
международными правовыми актами: Европейской конвенцией о защите
прав человека и основных свобод и Международным пактом об
экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966
году.
Право на получение образования является
одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав граждан РФ.
Образование в РФ осуществляется в
соответствии с международным правом и
законодательством РФ.
"Общее образование вид образования, который направлен на развитие
личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных
программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции,
необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии
получения профессионального образования". "Профессиональное
образование вид образования, который направлен на приобретение
обучающимися в процессе освоения основных профессиональных
образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование
компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести
профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять
работу по конкретным профессии или специальности".
"Профессиональное обучение вид образования, который направлен
на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование
компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых,
служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности,
профессий)»
"Дополнительное образование вид образования, который
направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования".
Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду
с начальным, основным и средним общим образованием (ст. 10,
ч.4).Федеральные государственные образовательные стандарты
утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе
для дошкольного.
Уровень образования завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью
требований".«Уровни общего образования:
общее образование:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
профессиональное образования:
среднее профессиональное образование;
неоконченное высшее образование — бакалавриат;
высшее образование — специалист, магистратура;
высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
дополнительное образование:
дополнительное образование детей и взрослых;
дополнительное профессиональное образование;
профессиональное обучение.
Социальный педагог в детских дошкольных
учреждениях (37 лет)
1. Выявление детей с симптомами социального
неблагополучия
2. Выяснение причин неблагополучия
3. Организация системы адресной социальной помощи детям
4. Выявление детей, не посещающих детское учреждение
Деятельность специалиста по
социальной работе в учреждениях
дошкольного образования
преимущественно носит
организационнопрофилактический
характер
Социальная работа в школах начальнго (1—4 кл., основного
общего (1—9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10—11 кл.), и
до достижения им возраста 15 лет. (ст. 19, раздел 2 Закона «Об
образовании»).
1. Динамика посещаемости школы учащимися,
2. Успеваемость,
3. Материальное и социальное положения учащихся «группы риска» (из
малообеспеченных семей)
4. Отношения со сверстниками, учителями и родителями,
5. Забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;
6. Оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в
другое учебное заведение,
7. Защита прав детей, являющихся представителями национальных
меньшинств, беженцами или переселенцами
8. Выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное‘
время, и решение вопроса об их обучении;
9. Поддержка детей, получающих образование вне школы;
10. Пресечение случаев жестокого обращения с детьми;
11. Содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и
12.
родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых
школьникам);
Организация во внеурочное время учебы учащихся, т.е. обучение
эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных
массовых мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов,
акций милосердия и др.
Процесс профессионального функционирования специалиста по
социальной работе состоит из нескольких этапов:
13. Изучение условий жизни учащихся
14. Оформление социальных паспортов
15. Формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в
ней школьникам
16. Координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к
решению проблем детей «группы риска».
Системе начального и среднего профессионального
образования (возраст 1519 лет)
1. Должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как
2.
3.
правило, это подростки и молодежь):
Понимать и принимать их интересы и ценности;
Поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению
себя в сфере труда
4. Должен организовать помощь, чтобы учащиеся имели возможность найти
5.
социально приемлемые способы зарабатывать денег на карманные
расходы и оплату досуга,
Знали свои права и обязанности и умели пользоваться "теми
социальными привилегиями, которые соответствуют их положению.
6. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного
7.
8.
9.
заведения .
изучение житейских проблем подростков,
ориентация в ситуации на рынке труда,
налаженная система профессионального взаимодействия со
специалистами ряда социальных сфер
Социальная работа в вузах
1. Оказывает помощь студентам из малообеспеченных семей
2.
Оказывает помощь студентами из обеспеченных семей – получать
дополнительное образование.
3. Помощь студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим
лишения, унижения , не умеющим воспользоваться своими правами и
льготами, и др.
4. Формирует группу поддержки из студентовстаршекурсников
5. Оказывает помощь студенческим семьям
6. Оказывает помощь незащищенной молодежи:
людям с ограниченными физическими возможностями,
детямсиротам,
детям из многодетных семей,
студентам, имеющих детей, и многим другим категориям.
(в виде консультации информирует студентов о том, куда, к кому,
каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное
положение, предложив свои услуги).
(О возможностях своих клиентов социальный работник должен
осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них).
участвует в организационноуправленческой и административной работе
социальных служб, организаций и учреждений;
содействует интеграции деятельности различных государственных и
общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой
социальной защиты и помощи населению;
ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних
специальных учебных заведениях (при условии получения
дополнительного образования в этой области).
Сферами профессиональной деятельности является государственные и
негосударственные социальные службы, организации и учреждения
системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения,
армии, правоохранительных органов и т. п.
Е .
И
Н
А
М
И
Н
А В
О З
Б
И
С
А
П
С