Презентация по технологии 5 класс "Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки."
Оценка 5

Презентация по технологии 5 класс "Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки."

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
технология
5 кл
23.01.2017
Презентация по технологии 5 класс "Применение  различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки."
Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки .docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                     «ПОДПОРОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка нетрадиционного  урока по материаловедению для 5 класса.

Тема: Применение  различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.

 

 

 

 

 

Подготовил: учитель первой

квалификационной категории

 О.В.Розова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Подпорожье

2017г

 

 

Разработка нетрадиционного  урока по материаловедению для 5 класса.

Тема: Применение  различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.

Раздел: создание изделий из текстильных материалов.

Тип занятия: закрепление знаний по теме «Материаловедение».
Вид занятия: урок  творчества.
Формы работы учащихся:  работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение, синтез.
Цель:

-закрепить знания  учащихся о  хлопчатобумажных и льняных тканях;

-дать информацию о русской народной  игрушке и изготовить куколку – закрутку из хлопчатобумажных тканей.

Задачи:

1.     Образовательная  – расширять кругозор учащихся; ознакомить с различными видами кукол-закруток;

2.     Развивающая  – развивать мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять, интерес к русскому народному промыслу;

3.     Воспитательная -  содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории русского быта;

4.     Практическая – научить выполнять куклу - закрутку.

Методы обучения:

       Лабораторно-практический практикум, устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.

Оборудование и материалы:

        Образцы и фотографии кукол-закруток; изображение русского народного костюма; образцы тканей; ткань для туловища 15х15 или 18х18 см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18 см; куски ткани, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобумажные №20-40; иглы; вата, ватин, синтепон, клей ПВА.

Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Форма занятия: Комбинированная

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.

История: умение пользоваться сведениями о народном костюме.

Рисование: правильный подбор цветов.

Технология: дизайн, исполнение работы.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и так далее).

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

 анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.

 

Структура урока:

 I. Организационный момент:

    - приветствие;

    - проверка готовности к уроку;

    - проверка присутствующих;

    - сообщение темы и цели урока.

II. Теоретическая часть:

     - рассказ о народной русской игрушке;

    - объяснение различных свойств  хлопчатобумажных и льняных тканей.

III.         Практическая часть.

IV.         Подведение итогов:

     - анализ выполненных работ;

     - оценка знаний учащихся.

V.         Домашнее задание.

VI.       Уборка рабочих мест.

VII. Рефлексия

 

Ход урока.

      I.            Организационный момент.

Приветствие:  


В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!                                                                                        Мне здесь очень нравится!


   - Здравствуйте еще раз! Меня зовут, Ольга Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться.                                     (слайд 3)

        - Что требуется от вас?

ü Старание

ü Терпение

        - Что ожидает вас?

ü Успех

ü Радость творчества

   Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

    У вас у каждого дома есть мягкие игрушки.

      - Из чего они сделаны?

     - Как вы думаете в те времена, времена наших  прабабушек игрушки были  такие  же, как сейчас или другие?                               (Ответы детей: Другие)

А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?


Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.                          


                                                                         (Ответы детей: «Кукла»)


Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков  ее скрутила

В сарафанчик нарядила

Сарафанчик  из сукна.

Догадались кто она?                              


                                                                       (Ответы детей: «Кукла»)

II.    Актуализация субъективного опыта.
Цель этапа: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.                                                            (Ответы детей)

IIIЭтап постановки целей и задач занятия   (проблема – формулировка задачи)
Цели этапа:
развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.

        - Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (обучающиеся передают друг другу карточку «Я» и озвучивают свои цели): я хочу узнать  русские традиции, я хочу научиться делать тряпичную куклу …)

Ответы учениц, постановка цели и задач (вывешиваются на доске)     

IV.      Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (слайд 4)

      Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, какими они были.    (Показ образцов)  Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха.  Кукла из бабушкиного сундучка, даже в русских деревнях XX в..  Была самая распространенная.

       Куклу мастерили к любому празднику, вкладывая в неё душу, старание и любовь. Выбрасывать её было грешным делом. Их хранили в сундуках и передавали из поколения в поколения. Поэтому в некоторых крестьянских семьях кукол насчитывалось до ста штук. Пока дети были  маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. А с 5-6 лет девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол.                                (слайд 5,6)

      Куклы в древности служили обрядовым символом, им приписывали волшебные свойства:                                                               (слайд 7)

o   Символ продолжения рода

o   Символ плодородия и достатка        

  Куклы - обереги, им придавалось магическое значение:           (слайд 8,9)

o   Символ защиты людей, жилья

o   Символ защиты от злых духов, смерти, болезни, несчастья

  Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.

«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий»                                                                             (слайд 10)

        Самодельные тряпичные куклы были безликими (т.е. без лица, души). По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла  являлась одновременно оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему?                                                                (Ответы детей).

      Сегодня, вы  попробуете изготовить свою игрушку. Но перед началом работы,  необходимо вспомнить какие, же ткани подходят для изготовления куклы.

Опрос :                                                                       (см. Приложение 2)

Перед вами лежит лист – опросник в виде кроссворда. Давайте вместе его заполним.

     Вопросы:

1.     Назовите вид волокна растительного происхождения?

2.     Как называется поперечная нить в ткани?

3.     Что является сырьем для получения пряжи?

4.     Как на Руси звали женщину, которая занималась прядением?

5.     Назовите, как называется нить, идущая вдоль кромки?

6.     Что получается в результате переплетения нитей?

7.     Что получается в процессе прядения?

Ответы:  1.Хлопок 2. Уток 3. Волокно 4. Пряха 5. Долевая 6. Ткань 7. Пряжа

      - Молодцы! А теперь обобщим.       

Хлопок и лен это ткани, какого происхождения (животного или растительного)?                                            (Ответы детей : Растительного)                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                   (Слайд 11)

 - Что является сырьем для получения х/б и льняных тканей? 

(Ответы детей:  Х/Б – хлопок (коробочка); Лен – лен – долгунец (стебель)

- Чтобы наша кукла получилась красочной нужно подобрать ткани определенной расцветки. Какими они бывают?

   (Однотонные – гладкокрашеные  и пестрые - с набивным рисунком).

Посмотрите, какое ключевое слово получилось у нас в кроссворде?

                                                                               (Ответ детей: Кувадка)

      Так называется кукла, которую мы сегодня будем изготавливать.

Был такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».        (слайд 12, 13)

     К концу 19 в. Истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так, же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3-5 кукол из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки. Для изготовления куклы Кувадки используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити.

 V.   Физкультминутка. (Смена вида деятельности).

VI.   Практическая часть.

Цель этапа: Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

     Мы познакомились с девичьими куклами.                                               «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
 (Ответ ученицы: нужно браться  за  работу, даже если сначала страшновато).
  - Правильно!

     А теперь приступим. Работать будете в паре, помогая друг другу. Проверим готовность к работе.                                                      (слайд 14)                               

     У вас на столах лежат  лоскутки тканей, тесьма, различного цвета нити, инструкционные карты, в которых определена технологическая последовательность выполнения куклы, а также инструменты (ножницы, иглы, булавки).                                     (слайд 15,16) (см. Приложение 1)

  Техника безопасности:                                                   

     Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите инструкцию и вспомните правила безопасной работы с ножницами. Карта - инструкция  находится у вас на столе.                 

                                                                                                    (см. Приложение 3)

VII. Вводный инструктаж.

      Сейчас я попрошу вас всех  подойти кок мне, я покажу вам последовательность выполнения работы. ( При объяснении делаю акценты по аккуратности выполнения работы, обращаю внимание на декоративную отделку изделия, показываю на образцах).

     А сейчас можно приступить к практической работе.

(В качестве технологической карты по изготовлению куклы используются электронные слайды.  Во время работы тихо звучит народная музыка)                         

Самостоятельная работа.
Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи слабым ученикам.

        Если останется время, и вы быстро справитесь с работой, вы можете добавить дополнительные элементы своей кукле или выполнить вторую куколку.

VIII.        Текущий инструктаж.

       Во время работы соблюдаем т/б, рабочее место, аккуратность, творчество,  правильность выполнения работы.

IX.       Самоанализ: 

(по окончании работы проводиться выставка полученных работ, выполненные куклы сравниваются с  историческим прототипом)

     – Девочки, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.                                 (слайды 17-19)                                                                             


Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах разных

Как они прекрасны!


Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?   (Самоанализ)

 X. Подведение итогов.

   Давайте сейчас повторим:

 - Как вы думаете, ваша цель достигнута?                                                                      - Что сегодня мы повторили на уроке?  (Ответы детей)

 -  Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

  - Какую народную куклу вы изготовили? (Куклу Кувадку)

  - Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

  - Чему научились? (Ответы детей)

   - Где вам это может пригодиться?  (Дети делятся впечатлениями.)

       (На основе проведенной работы выставляются оценки. При выставлении оценок учитывается аккуратность выполнения куклы, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа, изюминка и  фантазия, выполнение дополнительных элементов декора).

 XI .  Рефлексия:

– Девочки, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).

– Кого она вам напоминает?

Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие,  прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий.

XII.    Уборка рабочего места:


Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!


 – Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место.  (Уборка рабочих мест.)


Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

 Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!


 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Ресурсы.

1.     Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.

2.     Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла – Тверь: культура и традиции, 2007.-С 120

3.     Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.

4.     Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-С.П.: Паритет, 2003.-С.236

5.     // http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Технологическая карта выполнения куклы-закрутки.

Обрядовая кукла 6.jpg
Обрядовая кукла 6.jpg

Сворачивание лоскутков ткани для изготовления куклы Кувадки.

Обрядовая кукла 7.jpg

Изготовление куклы Кувадки.

Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a73/000588b2-63d5066a/3/img2.jpg

 

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Технические средства обучения –

Технические средства обучения –

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока; анализировать изделие; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока; анализировать изделие; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию

Ход урока. I.

Ход урока. I.

II . Актуализация субъективного опыта

II . Актуализация субъективного опыта

Куклы - обереги, им придавалось магическое значение: (слайд 8,9) o

Куклы - обереги, им придавалось магическое значение: (слайд 8,9) o

Хлопок и лен это ткани, какого происхождения (животного или растительного)? (

Хлопок и лен это ткани, какого происхождения (животного или растительного)? (

Ответ ученицы: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато)

Ответ ученицы: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато)

Во время работы соблюдаем т/б, рабочее место, аккуратность, творчество, правильность выполнения работы

Во время работы соблюдаем т/б, рабочее место, аккуратность, творчество, правильность выполнения работы

Вот закончился урок, Все убрать нам нужно в срок,

Вот закончился урок, Все убрать нам нужно в срок,

Ресурсы. 1. Декоративно-прикладное творчество

Ресурсы. 1. Декоративно-прикладное творчество

Приложение 1. Технологическая карта выполнения куклы-закрутки

Приложение 1. Технологическая карта выполнения куклы-закрутки

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017