Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «Анализ лирического стихотворения». В разработке представлен план анализа лирического стихотворения, понятие лирического героя, а также некоторые средства художественной выразительности: различные виды анафор, эпифора, анжамбеман и другие. Материал может быть также использован при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку при изучении и повторении средств художественной выразительности.Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «Анализ лирического стихотворения».
Максимова Людмила Станиславовна,
МКОУ «Эссойльская СОШ»
это род литературы (наряду с эпосом и
драмой), в котором субъективное начало
является главным. Лирика выражает
сложную духовную жизнь человека (его
интересы – личные и общественные; его
настроения, переживания и т.д.). Духовная
жизнь человека определяется
обстоятельствами, явлениями внешнего
мира. Однако лирика не касается или почти
не касается самих этих явлений: она прямо
выражает только мысли, чувства,
настроения, переживания.
это образ поэтахудожника, чей
внутренний мир находит отклик в
сердцах читателей.
Лирический герой и автор –
НЕ одно и то же.
Образ лирического героя глубже и
шире, чем только выражение личности
самого поэта.
В.Г.Белинский:
«Великий поэт, говоря
о себе самом, о своем
Я, говорит об общем – о
человечестве, ибо в его
натуре лежит всё, чем
живёт человечество. И
потому в его грусти
всякий узнаёт свою и
видит в нём не только
поэта, но и человека…»
1.
2.
3.
4.
5.
Творческая история (краткая справка об истории создания
произведения, определение его места в историческом, биографическом,
творческом контексте)
Тема и идея.
Композиция и внутренний сюжет (если он есть).
Лирический герой и система образов.
Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики,
лексики, морфологии или синтаксиса. (Особенности
словоупотребления:
Взаимодействие стилистических пластов (использование лексики различных
стилей).
Соотношение частей речи.
Использование тропов (олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола,
метафора, и др.) и фигур (анафора, эпифора, анжанбеман, эллипсис,
антитеза и др.).
Поэтический синтаксис: особенности употребления различных синтаксических
конструкций, авторская пунктуация и др.)
6. Жанр.
7.
8.
9.
10. Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
Эмоциональная окраска.
Особенности ритмики, размера, рифмы. звукопись
Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
αναφορα
— возвращение,
[греч.
единоначатие, скреп] — повторение
какихлибо сходных звуковых
элементов в начале смежных
ритмических рядов (полустиший, строк,
строф).
Анафора звуковая
Повторение одних и тех же
сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Анафора морфемная
Повторение одних и тех же морфем или
частей слов:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же
синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Анафора строфическая
З е м л я!..
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я!..
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поет.
З е м л я!..
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на
ней
До самой смерти жить.
З е м л я!..
На запад, на восток,
На север и на юг…
Припал бы, обнял Моргунок,
Да не хватает рук…
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор.
Строфикосинтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
Ритмическая анафора
Очень редкий приём — использование ритмической
анафоры. В приводимом ниже стихотворении
ритмическая анафора заключается в паузировании
третьей доли амфибрахической стопы в чётных
стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\
Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\
Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\
По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\
Ку|да /\ ду|ша переносится…| /\ /\
(от греч. epiphorá — добавление,
повторение) или антистрофа, фигура
стилистическая: повторение одного и
того же слова в конце смежных
отрезков речи ("фестончики, все
фестончики: пелеринка из
фестончиков, на рукавах фестончики,
эполетцы из фестончиков..." — Н. В.
Гоголь).
(фр. enjambement, от enjamber,
«перешагнуть») в стихосложении —
несовпадение синтаксической паузы с
ритмической (концом стиха,
полустишия, строфы); употребление
цезуры внутри тесно связанной по
смыслу группы слов.
Цез рауу
το ή
(лат. caesura — рубка, срубание; др.
μ — рассечение, отсечение,
греч.
отрубание), ритмическая пауза в стихе,
разделяющая стих на некоторое
количество частей.
Анжамбем наа
Ф. Тютчев, «Фонтан»:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной.
Анжамбем наа
М. Цветаева, «Тоска по родине!
Давно...»:
Мне всё равно, каких среди
Лиц — ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно...
ἔλλειψις
— недостаток) в
(от др.греч.
лингвистике — намеренный пропуск
слов, не существенных для смысла
выражения. Используется и как
риторическая фигура разговорного
стиля.
• Например: Мы читали Пушкина и
Лермонтова.
Е.А. Баратынский. «Элегия».
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив – одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу
льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную… но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете все я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне
мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
18041805 г.г.
(от греч. «жалоба») – лирическое
стихотворение, передающее глубоко
личные, интимные переживания
человека, проникнутые настроением
грусти.
Ресурсы
•
•
•
•
•
•
http://sc.karelia.ru/
http://www.liveinternet.ru/users/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://febweb.ru/feb/litenc/encyclop/
http://ps.kemsu.ru/sf/rsfXIX/baratyn.htm
Золоторева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2008.