Презентация по теме «Анализ лирического стихотворения» (9 класс, литература)

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • ppt
  • 28.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «Анализ лирического стихотворения». В разработке представлен план анализа лирического стихотворения, понятие лирического героя, а также некоторые средства художественной выразительности: различные виды анафор, эпифора, анжамбеман и другие. Материал может быть также использован при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку при изучении и повторении средств художественной выразительности.Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «Анализ лирического стихотворения».
Иконка файла материала analiz_liricheskogo_stihotvoreniya.ppt
Максимова Людмила Станиславовна, МКОУ «Эссойльская СОШ»
­ это род литературы (наряду с эпосом и  драмой), в котором субъективное начало  является главным. Лирика выражает  сложную духовную жизнь человека (его  интересы – личные и общественные; его  настроения, переживания и т.д.). Духовная  жизнь человека определяется  обстоятельствами, явлениями внешнего  мира. Однако лирика не касается или почти  не касается самих этих явлений: она прямо  выражает только мысли, чувства,  настроения, переживания.
­ это образ поэта­художника, чей  внутренний мир находит отклик в  сердцах читателей.  Лирический герой и автор –  НЕ одно и то же. Образ лирического героя глубже и  шире, чем только выражение личности  самого поэта.
В.Г.Белинский: «Великий поэт, говоря  о себе самом, о своем  Я, говорит об общем – о  человечестве, ибо в его  натуре лежит всё, чем  живёт человечество. И  потому в его грусти  всякий узнаёт свою и  видит в нём не только  поэта, но и человека…»
1. 2. 3. 4. 5. Творческая история (краткая справка об истории создания  произведения, определение его места в историческом, биографическом,  творческом контексте) Тема и идея. Композиция и внутренний сюжет (если он есть). Лирический герой и система образов. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики,  лексики, морфологии или синтаксиса. (Особенности  словоупотребления: ­ Взаимодействие стилистических пластов (использование лексики различных  стилей). ­ Соотношение частей речи. ­ Использование тропов (олицетворение,     сравнение,  эпитет, гипербола,  метафора, и др.) и фигур (анафора, эпифора, анжанбеман, эллипсис,  антитеза и др.). Поэтический синтаксис: особенности употребления различных синтаксических  конструкций, авторская пунктуация и др.) 6. Жанр. 7. 8. 9. 10. Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще. Эмоциональная окраска. Особенности ритмики, размера, рифмы. звукопись  Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
αναφορα  — возвращение,  [греч.  единоначатие, скреп] — повторение  каких­либо сходных звуковых  элементов в начале смежных  ритмических рядов (полустиший, строк,  строф).
Анафора звуковая Повторение одних и тех же  сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища
Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или  частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня.
Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же  синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Анафора строфическая З е м л я!.. От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!.. Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!.. Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на  ней До самой смерти жить. З е м л я!.. На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук…
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор.  Строфико­синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической  анафоры. В приводимом ниже стихотворении  ритмическая анафора заключается в паузировании  третьей доли амфибрахической стопы в чётных  стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\ Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\ Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\ Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\ Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\ По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\ Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\ Ку|да /\ ду|ша переносится…| /\ /\
(от греч. epiphorá — добавление,  повторение) или антистрофа, фигура  стилистическая: повторение одного и  того же слова в конце смежных  отрезков речи ("фестончики, все  фестончики: пелеринка из  фестончиков, на рукавах фестончики,  эполетцы из фестончиков..." — Н. В.  Гоголь).
(фр. enjambement, от enjamber,  «перешагнуть») в стихосложении —  несовпадение синтаксической паузы с  ритмической (концом стиха,  полустишия, строфы); употребление  цезуры внутри тесно связанной по  смыслу группы слов.
Цез рауу το ή (лат. caesura — рубка, срубание; др.­ μ  — рассечение, отсечение,  греч.  отрубание), ритмическая пауза в стихе,  разделяющая стих на некоторое  количество частей.
Анжамбем наа Ф. Тютчев, «Фонтан»: Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной.
Анжамбем наа М. Цветаева, «Тоска по родине!  Давно...»: Мне всё равно, каких среди Лиц — ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно...
ἔλλειψις  — недостаток) в  (от др.­греч.  лингвистике — намеренный пропуск  слов, не существенных для смысла  выражения. Используется и как  риторическая фигура разговорного  стиля. • Например: Мы читали Пушкина и  Лермонтова.
Е.А. Баратынский. «Элегия». Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит,  Но сам в себе его находит! В печальной юности моей Я был счастлив – одну минуту, Зато, увы! и горесть люту Терпел от рока и людей! Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас В самом несчастьи сердцу внятен! Но прочь уже теперь бежит Мечта, что прежде сердцу  льстила; Надежда сердцу изменила, И вздох за нею вслед летит! Хочу я часто заблуждаться, Забыть неверную… но нет! Несносной правды вижу свет, И должно мне с мечтой расстаться! На свете все я потерял, Цвет юности моей увял: Любовь, что счастьем мне  мечталась, Любовь одна во мне осталась! 1804­1805 г.г.
­ (от греч. «жалоба») – лирическое  стихотворение, передающее глубоко  личные, интимные переживания  человека, проникнутые настроением  грусти.
Ресурсы • • • • • • http://sc.karelia.ru/  http://www.liveinternet.ru/users/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://feb­web.ru/feb/litenc/encyclop/ http://ps.kemsu.ru/sf/rsf­XIX/baratyn.htm Золоторева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные  разработки по литературе: 9 класс.­ М.: ВАКО, 2008.

Посмотрите также