Презентация по теме "Формирование навыков смыслового чтения на уроках в 1 классе"содержит определение, цели и задачи смыслового обучения, а так же приемы смыслового чтения. Приводятся примеры заданий по работе с текстом на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и музыки.
Формирование
навыков
смыслового
чтения на уроках
в 1 классе
Учитель начальных
классов МБОУ СОШ №2
Г. Кандалакши
Горбунова А.Г.
Определение
• Смысловое чтение – это восприятие графически
оформленной текстовой информации и ее
переработка в личностносмысловые установки в
соответствии с коммуникативнопознавательной
задачей (А. А. Леонтьев).
• Смысловое чтение – вид чтения, которое
нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская
Г.В., Володарская И.А. и др.)
Роль чтения в процессе
обучения
Чтение – это многофункциональный процесс.
1) С одной стороны, умения грамотного чтения
необходимы при работе с большим объемом
информации. Это обеспечивает успешность для
взрослых в работе, а для детей в учебе.
2)С другой стороны, чтение играет важную роль в
социализации обучающихся. И наконец, чтение
выполняет воспитательную функцию, формируя
оценочнонравственную позицию человека.
Цель смыслового чтения
•Максимально точно и полно понять
содержание текста, уловить все
детали и практически осмыслить
извлеченную информацию.
Эффективные приемы
в овладении навыка смыслового чтения:
• «Представление информации в кластерах»
• «Инсерт»
• Индивидуальное чтение (V – уже знал; + – новое;
– думал иначе; ? – не понял, есть вопросы)
• «Синквейн»
• «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
• Чтение с остановками
Обучение грамоте.
• ДРУЗЬЯ
•Никита и Лёша – друзья. Они вмес
те ходят в детский сад. У Лёши есть
самокат. А у Никиты – ружье. Не на
стоящее, а игрушечное. Эти
мальчики – молодцы. Они всегда
делятся игрушками. И никогда не
ссорятся. Вдвоём играют и смеют
ся. Хорошо дружить!
Задание
•
• НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ
ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
•
•
• Какой размер имеет глухарь?
• _____________________________________________________________
_____________________________________
• Почему трудно найти глухаря?
• _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________
Прочитай. Сравни тексты. Найди отличия.
• а) На лугу пасут коров. б) На лугу пасут коров.
• Там наша Милка. Корова Там наша Мила. Корова
• жуёт сочную траву. жуёт вкусную травку.
• Сама она белая. Рога Сама она большая. Рога
• у неё большие. В обед у неё белые. Вечером
• мама доит корову. мама доит корову.
Прочитай первый текст. Постарайся запомнить. Прочитай второй
текст. Догадайся, чем этот текст отличается от первого.
• а) Галя и Гена набрали много грибов.
• В корзине у Гали были только
поганки.
• А у Гены – мухоморы. Вот так горе
грибники!
• б) Галя и Гера собрали много грибов.
• В корзинке у Гали были все
поганки.
• И у Геры – мухоморы. Ну и горе
грибники!
Прочитай текст. Ответь на вопросы.
Выбери заглавие.
Мальчик и стадо Лгун Волк
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите,
волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он
так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики
подумали, что опять повсегдашнему обманывает, — не послушали
его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Вопросы к тексту:
1. Почему мужики не поверили мальчику?
2. Почему случилась беда?
3. Что ты думаешь об этом мальчике?
Что здесь не так? Составь
рассказ правильно. Расскажи
его
• Там жила злая змея.
• По дороге он встретил лису.
• У кролика дрогнуло сердце.
• Он бросился к пещере.
• Маленький кролик бежал домой.
Прочитайте, вставьте вместо точек
поодходящие по смыслу слова
• Мурзик
• Котик Мурзик был озорной. Однажды он …. на
дереве. Рядом … ворона.
• Мурзик … ей на спину. Он … когтями в перья и
замер.
• Ворона испугалась. Она … над деревней. Мурзик
не удержался и … . Ему повезло. Он … в
пушистый снег.
• Слова для справок: полетела, упал, вцепился,
провалился, прыгнул, сидел, села
Прочитайте текст, найдите, что не
соответствует заголовку.
• Весна.
• Наступила весна. Все реже стало выглядывать
солнце. Дни стали короче. Как только выпал
первый снег, на деревьях распустились клейкие
листочки. Белка делает запасы, медведь
готовится к спячке, птицы улетают в теплые
края.
Прочитайте текст. Какой можно разместить
в учебнике математики, а какой в
окружающем мире, почему?
•В магазине купили 5 яблок и 2 груши.
Фрукты очень полезные.
•В магазине купили 5 яблок и 2 груши.
Сколько всего купили фруктов?
Вставьте подходящие по смыслу слова
•У Леры 5 пионов, а у Иры на 2 пиона
…. Всего у Иры 7 пионов.
•У Леры 5 пионов, а у Иры на 2 пиона
…. Всего у Иры 3 пиона.
Обезьяна
Шла
мойС ветки скок на
ветку.
Увидал
барсук
хромой
звую
Slide title
1
2
3
4
5
Click to add Title
Click to add Title
Click to add Title
Click to add Title
Click to add Title