Имя существительное(учебный блок)автор: учитель высшей категории Локтева Надежда Ивановна
Раздел языкознания: Морфология
Цель обучения:
Сформировать знания о существительном как части речи
Задачи обучения:
1. Сформировать знание морфологических признаков существительного(МПС)
2. Развивать умение определять МПС
3. Развивать интеллектуальные способности(анализ, выделение существенных признаков, обобщение, выводы)
4. Формировать и развивать навык правописания существительных
4. Воспитывать интерес к знанию языка и его специфики
Методические рекомендации учителю
Содержание учебного блока «Имя существительное» может использоваться при изучении темы в 5-10 классах. На первом уроке изучения темы и на последнем, заключительном уроке, рекомендуется использовать содержание учебного блока целиком – в полном объёме. На первом уроке материалы учебного блока демонстрируются учащимся с целью целостного восприятия темы, при этом рекомендуется метод проблематизации как мотивация учения. На остальных уроках рекомендуется использовать частично(отдельные слайды) содержание учебного блока, в зависимости от конкретной темы урока и класса. На заключительном уроке содержание учебного блока демонстрируется как систематизированный учебный материал по изученной теме с целью подготовки к контрольной работе по теме.
*Примечание: учебный блок может быть использован на каждом уроке по заявленной теме, но не является разработкой урока и требует творческого подхода учителя.
Сегодня на уроке русского языка нас будут сопровождать кот-лингвист Рыжик и кошка-полиглотка Рыжка. А также с нами будут учиться русскому языку трудяга-кот Матвей, ленивица-кошка Марьяна, любознательный котёнок Барсик и старательный котёнок Умка
Матвей! вгрызаться надо в науку, а не в дерево.
Я так люблю учиться! Когда они уже начнут урок?!
Я постараюсь быть внимательным на уроке
Марьяна, не ленись!
Лексико-грамматические разряды имён существительных
конкретные | отвлечённые | собирательные | вещественные | единичные |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Школа | Изучение | Листва | Вода | Горошина |
Девочка | Отвлечение | Детство | Свинец | Жемчужина |
Дом | Возникновение | Студенчество | Амидопирин | Снежинка |
Книга | Белизна | Учительство | Кислород | Крестьянин |
Стол | Ненависть | Профессура | Сахар | Профессор |
Дерево | Эгоизм | Адвокатура | Сыр | Тесина |
Магазин | Лиризм | Пролетариат | Мясо | Смешинка |
Рояль | Выборы | Рожь, хлопок | Сахаринка |
Морфологические признаки имени существительного
постоянные
непостоянные
1.Одушевлённость/ КТО?/ неодушевлённость /ЧТО?
2. Собственность/Фёдор/
нарицательность/кот/
3. РОД: мужской, женский, средний, общий
4. СКЛОНЕНИЕ:
1-ое – жен. и муж.р. -а, -я
2-ое – ср.р. –о, -е
- муж.р. с нулевым
3-е – жен.р. с нулевым
Разносклоняемые: 10на -мя+ путь
1. ЧИСЛО:
единственное
множественное
2. ПАДЕЖ:
Именительный(кто?что?)
Родительный (кого?чего?)
Дательный (кому?чему?)
Винительный (кого?что?)
Творительный (кем?чем?)
Предложный (о ком? о чём?)
РОД имён существительных
2. Жен.род
Мама
Дочь
Вещь
Страна
Родина
Земля
Степь
Брошь
Мозоль
3. Средний род
Солнце
Поле
Окно
Дупло
Полотенце
Платье
Кафе
Шоссе
Кино
Озеро
Молоко
1.Муж.род
Папа
Стол
Дом
Плащ
Вечер
Воздух
Мяч
Душ
Дядя
Тюль
Сок
Кофе
4. Общий род
Забияка
Невежа
Невежда
Жадина
Сирота
Бедняга
Бедолага
Задира
Плакса
Неряха
Определение рода иноязычных слов (имён существительных)
Имена существительные | РОД | |||
Названия животных | Мужской: кенгуру, шимпанзе | |||
Географические названия | В зависимости от определяемого слова: озеро Онтарио, город Осло, пустыня Гоби, Авеню(улица) | |||
Имена | В зависимости от принадлежности полу: фрау Дитрих, мадам Буаносье, мистер Шевроле | |||
Нарицательные неодушевлённые | Средний: папье-маше, шоссе, кафе, кашне,эскимо | |||
*Исключения | Колибри(она), кольраби(она), кофе(он) |
Число имён существительных
Единственное изменяемое
Стул
Стол
Ветвь
Конь
Берёза
Озеро
Река
Степь
Множественное изменяемое
Стулья
Столы
Ветви
Кони
Берёзы
Озёра
Реки
Степи
Единственное
неизменяемое
Молодёжь
Листва
Молоко
Бензин
Сахар
Множественное неизменяемое
Ножницы
Очки
Шорты
Брюки
Сани
ворота
Склонение имён существительных_________________________________________________________________ !!!*не-склоняемые кольекиношоссекафепальторадиотаксикофекенгурушимпанзеэскимо
3 склонения
Сущ.жен.р. с нулевым окончанием
Мать
Шаль
Даль
Ветвь
Моль
Роль
Брошь
Плешь
Ночь
Дочь
Печь
Рожь
Разно-склоняемые
Пламя
Знамя
Вымя
Темя
Стремя
Племя
Время
Семя
Бремя
Имя
Путь
1 склонение
Сущ.муж. и жен.р.
(-а, -я)
Дядя
Тётя
Дедушка
Ваза
Школа
Сестра
Машина
2 склонение
Сущ.ср.р.
(-о,-е)
Муж.р. (с нулевым)
Озеро
Окно
День
Кот
Меч
Тюль
Силач
Учитель
Гараж
Багаж
Камыш
картофель
Это интересно!
Падежи имён существительных
Грамматический термин падеж образовался при переводе латинского слова casus (казус) – что на русско. м языке означает: падение. Каждое изменение существительного греки называли «casus», что по-русски означает падеж. Изменение существительных по падежам – это склонение (т.е. отклонение от начальной формы). Название русских падежей, за исключением творительного и предложного, произошли о латинских названий и представляют их дословный перевод .
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ – начальная форма («имя» предмета)
РОДИТЕЛЬНЫЙ – означает «полученный с рождения» (например: плоды леса)
ДАТЕЛЬНЫЙ - называет адресата: кому дать
ВИНИТЕЛЬНЫЙ - обозначает объект, который является причиной действия; название падежу дано от слова ВИНА(Н.М.Шанский)
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ - связан с глаголом ТВОРИТЬ, обозначает орудие действия; впервые был введён в 1596г. Лаврентием Зизанием.
ПРЕДОЖНЫЙ - употребляется только с предлогами (название падежа введено М.Ломоносовым)
Склонение имён существительных = изменение их по падежам и числам
1скл. | 2 скл. | 3 скл. | --ия, --ие, | --мя+путь | |
И.п. | дядя | учитель | роль | мелодия | племя |
Р.п. | Дяд и | учителя | Рол и | Мелоди и | Племен и |
Д.п. | Дяд е | учителю | Мелоди и | ||
В.п. | дядю | учителя | роль | мелодию | племя |
Т.п. | дядей | учителем | ролью | мелодией | племенем |
П.п. | Дяд е | Учител е | Рол и | Мелоди и | Племен и |
Синтаксическая роль имени существительного
1. Подлежащее
2. Дополнение
------- ------- -------- ------- ----- ------ ------
3. Сказуемое ______________________________________________
4. Обстоятельство
-----/ ----------/ ------ / ------ / ------- / ------ / ----- / ----- / -----
5. Определение
1. (Что?)Лес тихо шумел.
2. Мы обратились
к (чему?)лесу за помощью.
3. Богатство нашей земли – (что такое?)лес.
4. За грибами мы ходим (куда?)в лес.
--- / ----- / ---- / ---- / ---- / ----- / ---- / ---- / ----
5. В деревню наведались жители (какие?)леса.
4. Суффиксы –иц-/-ец-
-ИЦ – жен.род (девица, умница)
-ЕЦ – муж.род (молодец, красавец)
Средний род:
-ЕЦ- перед ударным окончанием(пальтецо, ружьецо)
-ИЦ- перед безударным окончанием(платьице, креслице)
Правописание имён существительных
1. НЕ с существительными
Раздельно:
1) есть противопоставление с союзом А;
2) Перед НЕ есть слова вовсе, отнюдь, далеко (вовсе не приятель)
Слитно: если можно заменить синонимом без НЕ (недруг=враг)
3. Суффиксы -ек-/-ик-
Ключик - ключика
Замочек – замочка (Е выпадает в Р.п.)
Например: платочка-платочек, дубочка-дубочек, кирпичика-кирпичик, листика-листик
2. О/Ё после шипящих
Ё – в корне под ударением (шёлк, пчёлка, жёлуди)
О – в суффиксах и окончаниях под ударением (паучок, плечо)
О - в словах-исключениях: обжора, шорты, изжога, крыжовник, капюшон, трущоба, шомпол, шов
Проверь себя:
Имя существительное – это…?
Постоянные признаки имени существительного: …?
Изменяемые признаки существительного: … ?
Сколько родов имеет существительное?
Сколько склонений у существительного?
Какие существительные называются несклоняемыми?
Перечисли все разносклоняемые существительные: …
Какие существительные не изменяются по числам?
Сколько падежей всего?
Назови все падежные вопросы: …
Как пишется НЕ с именами существительными?
Как определить б/у гласную в падежных окончаниях существительных?
У каких сущ-ых после шипящих на конце пишется Ь?
Как определить суффикс -ЕК/-ИК?
В каких морфемах сущ-ых пишется после шипящих О/Е?
Как различить суффиксы -ИЦ/-ЕЦ ?
Чем может быть существительное в предложении?
Контрольные задания
Я могу ответить на все вопросы
П.п., 1скл., -е
Р.п., 3 скл., -и
П.п., 1скл., -е
П.п., 2 скл., -е
Д.п., 1скл., -е
Р.п., 1скл., -и
П.п., 1скл., -е
Р.п., разноскл., -и
Д.п., 1скл., -е
П.п., 2скл., -е
Р.п., 1скл., -и
П.п., 1скл., -и
П.п., 3скл., -и
Д.п., 1скл., -е
Д.п., 3скл., -и
№3 Определи падеж, склонение и падежное окончание имён существительных
В сковородк…
У печ…
На ветк…
О львёнк…
К печк…
От рощ…
В деревн…
Из пламен…
По дорог…
На плать…
У Мари…
На станци…
На ветв…
По площадк…
По площад…
-ик, -ик
-ек, -ек
-ек, -ек
-ек, -ек
-ик, -ик
-ик, -ик
-ик, -ек
-ек, -ек
-ек, -ик
-ик, -ик
№4 Запиши правильно гласные в суффиксах существительных
Кузнеч..к, огурч..к
Комоч..к, дружоч..к
Платоч..к, кружоч..к
Носоч..к, флажоч..к
Карс..к, нос..к
Карандаш..к, ключ..к
Мяч..к, замоч..к
Овраж..к, листоч..к
Дубоч..к, хвост..к
Матрос..к, вопрос..к
№6 Запиши слитно или раздельно НЕ с существительными:
Невзгоды
Неприятель
Не друг
Неправда
Неприязнь
Не правда
Немилость
Не милость
Нездоровье
Не здоровье
Незнание
(Не)взгоды не страшны
(Не)приятель отступил
Он мне вовсе (не)друг
(Не)правда обижает
(Не)приязнь к человеку
(Не)правда, а ложь
(Не)милость хозяина
Отнюдь (не)милость
(Не)здоровье помешало
Далеко(не)здоровьепомешало
(Не)знание мешает
Контрольная работа №1
1-й вариант | 2-ой вариант | |
Тётушка, костюмчик, день, поле, моль, пальто, печка, друг, тюль, лень, молоко, букашка, мель, государство | Ветвь, серебро, весельчак, бензин, ковыль, рояль, речка, брошь, пианино, дорожка, деревня, ночь, дерево | |
1 | Определи склонение данных имён существительных | |
2 | Запиши существительные в форме множественного числа(где это возможно) | |
3 | Запиши по 1существительному разных склонений в Р.п., Д.п., П.п. с предлогами | |
4 | Выпиши только одушевлённые имена существительные | |
5 | Придумай и запиши 2-3 предложения с одним существительным в роли главного и второстепенного члена предложения. |
Контрольная работа №2
1-й вариант | 2-ой вариант | |
Запиши имена существительные, вставляя правильные буквы: | ||
1 | Пальт..цо, копь..цо, письм..цо, | Умн..ца, красав..ца, ружь..цо, луж..ца |
2 | В сковородк.., у печ.., на ветк.., о львёнк.., у печк.., от рощ.., в деревн.., из пламен… | По дорог.., на плать.., у Мари.., на станци.., на ветв.., на площадк.., на площад.., на знамен… |
3 | Кузнеч..к, огурч..к, комоч..к, дружоч..к, платоч..к, кружоч..к, | Карандаш..к, ключ..к, мяч..к, замоч..к, овраж..к, листоч..к, |
4 | (Не)взгоды не страшны | (Не)милость хозяина |
5 | Прич..ска, ш..лк, ж..луди, ч..лка, | Ноч..вка, плащ..вка, плащ..м, ш..рты, |
Контрольная работа № 3 (орфографический диктант с грамматическим заданием) | |
Внучкина заступн..ца, маленькая луж..ца, смелый копьенос..ц, верный оруженос..ц, удобное кресл..це, осеннее пальт..цо, оторванная пугов..ца, перочнный ножич..к, крепкий ореш..к, короткий рукавч..к, небольшой чемоданч..к, мягкая ш..рстка, тонкий ш..лк, крупные ж..луди, надетый капюш..н, мучительная изж..га, задел плечом, одна ноч..вка, вредная девч..нка, перелётные птицы, примесь ц.нка, пушистый ц..плёнок, сказал (не)правду, вовсе (не)приятель, отнюдь (не)правда, хороший перевод..ик, старый извоз..чик, разнос..ик инфекции,второй перебеж..ик, опытный свар..ик, тёплая печ..ка, узенькая реч..ка, великолепный гон..щик, созревшая рож.., тяжёлый багаж.., красивая брош.., нужная вещ.., непромокаемый плащ.., сбросил с плеч.., выглянуло из-за туч.., скатывались с круч.., серая мыш.., на ветк.. берёзы, из далёкой деревн.., сидел на топол.., вернулись с экскурси.., изучали на станци.., достал из плам..н.., ни роду ни плем..н…, цветки на ветв.., жили в санатори.. | |
Грамматическое задание | |
1. Выпишите из предложения все существительные, выполните их морфологический разбор. | |
1)Книга учит мыслить, и читать книгу необходимо внимательно. | 1) Внимательный читатель не пропустит в книге самые важные строки. |
Тест М-С-01
1. К 3-ему склонению относится имя сущ-ое:
А. соль; Б. пень; В. июль; Г. рояль; Д. тюль
2. К разносклоняемым именам сущ-ым относится слово:
А. семя; Б. кино; В. деление; Г. станция; Д. очки
3. Ко второму склонению относятся слова:
А. моль, тень;
Б. тюль, конь;
В. тройка, ягода;
Г. птица, улица;
Д. дым, зима
4. Существительным общего рода является слово:
А. сестра; Б. шофёр; В. компьютер; Г. забияка; Д. доктор
5. Мягкий знак надо написать на конце слова:
А. задач(?); Б. брош(?); В. плащ(?);Г.скрипач(?); Д. туч(?)
6. НЕ пишется слитно в варианте слов:
Сказал (не)правду
Вовсе (не)друг
Отнюдь (не)быль
(Не)приятель, а брат
Далеко (не)родственник
7. Выбери строчку слов с гласной Е в окончаниях сущ-х:
На подушк.., у собачк.., к водокачк.., на обложк.., по дорожк..
На бумаг.., у дорог.., без площадк.., на ветк.., для книжк..
У букашк.., для замарашк.., у берёзк.., в нефт.., без бол..
На площадк.., по рубашк.., на озер.., в обложк.., о собачк..
В нефт.., на ветв.., по площад.., у двер.., для букашк..
8. Выбери строчку слов с гласной И в окончаниях сущ-х:
На подушк.., у собачк.., к водокачк.., на обложк.., по дорожк..
На бумаг.., у дорог.., без площадк.., на ветк.., для книжк..
У букашк.., для замарашк.., у берёзк.., в нефт.., без бол..
На площадк.., по рубашк.., на озер.., в обложк.., о собачк..
В нефт.., на ветв.., по площад.., у двер.., для букашк..
9. Найди форму существительного рыбак:
А. рыбка; В. рыбачок; С. рыбный; D. у рыбака; Е. рыбачка
10. Мягкий знак не пишется в слове:
А. рож(?); В. тиш(?); С. с плеч(?); D. вещ(?); Е. бреш(?)
11. Выбери строчку слов с суффиксом -ец- :
Кресл..це, масл..це, пальт..цо, письм..цо;
Красав..ца, умн..ца, рукодельн..ца, вязальщ..ца
Ружь..цо, копь..цо, письм..цо, красав..ц;
Пугов..ца, надомн..ца, плать..це, мельн..ца;
Оруженос..ц, дев..ца, молодец, полклвод..ц
12. Найди предложение, в котором существительное газета является дополнением:
А. В газете было напечатано интервью с нашими спортсменами.
В. Наша газета публикует самую интересную информацию.
С. Из газеты мы узнали о предстоящих переменах.
Д. В дорогу я всегда беру с собой газету.
Е. Передо мной лежал газетный лист.
13. Укажите строчку, где существительное рисование употреблено в качестве сказуемого:
A. Главный талант моего брата - рисование песком на стекле.
D. Рисование – любимый предмет моей сестры.
B. У меня всегда были пятёрки по рисованию.
C Мы всегда снисходительно смотрели на его рисование.
D. За рисование карикатур мне всегда влетало в школе.
Е. Рисование –любимый предмет моей сестры – я не любил.
14. Не является существительным 3-его склонения:
А. плесень; Б. тушь; В. ночь; С. картофель; D. брошь; Е. картечь
15. Выбери строчку с правильным написанием существительных:
Крючок, жёлуди, девчонка, ночёвка, капюшон, верблюжонок;
Крючёк, жёлуди, девчонка, ночёвка, капюшон, верблюжонок;
Крючок, жёлуди, девчёнка, ночёвка, капюшон, верблюжонок;
Крючёк, жёлуди, девчонка, ночовка, капюшон, верблюжонок;
Крючок, жёлуди, девчонка, ночёвка, капюшён, верблюжонок;
16. Выбери строчку с правильным написанием существительных:
Цыплёнок, акация, цыфры, огурцы, курицы, цитрус, цирк;
Циплёнок, акация, цыфры, огурцы, курицы, цитрус, цирк;
Цыплёнок, акация, цыфры, огурцы, курицы, цытрус, цирк;
Цыплёнок, акация, цифры, огурцы, курицы, цитрус, цырк;
Цыплёнок, акация, цифры, огурцы, курицы, цитрус, цирк;
17. К несклоняемым существительным относится:
А. озеро; В. полотенце; С. кресло; D. пальто; Е. тюль
18. Найди существительное в форме творительного падежа:
А. на плечах; В. к деревьям; С. для гостей; D.с друзьями; Е. до голубей
19. Не является именем существительным:
А. боль; В. болячка; С. двойка; D. два; Е. двушка;
20. Найди существит-ые, не имеющие форму единственного числа:
Листва, молодёжь, студенчество, младенчество
Цветы, деревья, кусты, травы, плоды
Коньки, очки, ножницы, брюки, санки
Пальто, шоссе, кашне, лассо, кафе
Сапоги, ботинки, туфли, носки, рубашки
1. Есть: дитя, животное, насекомое, человечище, чудовище…
2. Цапель, кочерёг, мётел, гостий, простынь
3. Донья, доньев, доньям, донья, доньями, о доньях
4. Р.п. : Лёши Головни, Лизы Кучмы, Феди Ильченко, доктора Гофмана, учительнице Штекельман – Д.п.:Головне, Кучме, Ильченко, Гофману, Штекельман – В.п.: Головню, Кучму, Ильченко, Гофмана, Штекельман – Т.п.: Головней, Кучмой, Ильченко, Гофманом, Штекельман – П.п.: о Головне, о кучме, об Ильченко, о Гофмане, о Штекельман
?Вопросы для любознательных
1. Есть ли в русском языке одушевлённые имена существительные среднего рода?
2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от существительных цапля, кочерга, метла, гостья, простыня
3. Просклоняйте существительное дно во множественном числе
4. Просклоняйте имена собственные: Лёша Головня, Лиза Кучма, Федя Ильченко, доктор Гофман, учительница Штекельман
Эти существительные образовались от имён собственных, а именно:
1)от фамилий учёных;
2) от фамилий людей, носивших таку одежду;
3) от названий городов и провинций(Таренто, Краков, Мазурка, из Польши);
4) от названий городов и провинций;
5) от имён людей
??? Вопросы для любознательных
Как образовались следующие нарицательные имена существительные:
1) вольт, ампер, ватт, герц, ом, кулон;
2) френч, галифе;
3) тарантелла, краковяк, мазурка, полонез;
4) шампанское, малага, портвейн, мускат, кашемир, крепдешин, бостон;
5) шрапнель, наган, монета, силуэт, меценат, лазарет, бойкот, георгин, баян, жокей ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.