Применение метода кластер на уроках в начальной школе.docx
Доклад «Приём кластер в начальной школе»
Как сказал Л.Н.Толстой,
«Надо применять разнообразные методы
обучения и находить новые. Школа должна быть педагогической
лабораторией, учитель в своей учебновоспитательной работе должен
проявлять самостоятельное творчество».
В настоящее время появляется необходимость в новых педагогических
технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных
методах обучения…
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе
заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без
которой нет движения вперед в овладении знаниями.
«АМО— система методов, обеспечивающих активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения
учебного материала.»
Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей
деятельности.
Это метод «Составление кластера»
Кластер (от англ. cluster «скопление», «пучок», «созвездие») это способ
графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную
тему, свободно и открыто думать по поводу какой либо темы.
Образовательный кластер – это изображение,
которое способствует
систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной
схемойподспорьем для учащегося.
С кластером процесс обучения становится ярче, веселее и интереснее. Ведь
необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию
Основные принципы составления кластера:
Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от
нее, обозначаются крупные смысловые части(звенья), которые соединяются с
центральным кластером прямыми линиями. Это могут быть предложения,
словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, касающиеся
темы. Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит
на ум, даже если это просто предположения. Ведь в ходе работы все неверное
и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю
воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не
иссякнет. Не нужно беспокоиться и изза наличия значительного количества
смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна,
и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше
логических связей между блоками. На этапе анализа работы все
систематизируется и встанет на свои места.
Применение метода кластер
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии при подведении итогов того, что учащиеся
изучили.
Кластер может быть использован также для организации
индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное; устанавливать причинноследственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Ни для кого не секрет, что детям младшего школьного возраста сложнее
обобщать знания по теме, пользоваться научной терминологией,
систематизировать полученные знания. Для решения этой проблемы я
использую на уроках русского языка один из приёмов технологии
критического мышления – кластеры.
Кластеры удобно использовать при изучении лексикограмматических
разрядов (частей речи). Задачи учителя при изучении частей речи – помочь
детям осознать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова в
русском языке изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам
и учить правильно использовать их в речи. Для решения этих задач, я начала
использовать кластеры на своих уроках с 1по 4 классы.
Уже первый класс, согласно школьной программе, включает
упражнения на проведение классификации слов с учетом
морфологического вопроса, на который они отвечают (например:
урок.10 упр.5 стр.36)
Во втором классе составляем кластера по теме «Суффиксы»,
«Приставки», «Состав слова» и т. д
Третий класс является центральным в формировании понятия «часть
речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексикограмматических
признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное
лексическое значение, категория рода, числа, функция в предложении.
Кластеры строятся на каждую часть речи отдельно. Посередине второй
половины доски (либо на ватмане) записываем часть речи, которую мы
начали изучать. Новое звено в кластере появляется с каждой новой
изученной темой, которое становится итогом пройденного урока. Например: при изучении на уроке темы «Изменение имён
существительных по числам» в конце урока дети добавляют кластеру
имени существительного звено «Изменяется по числам». Затем
добавляем такие звенья как: «склонение» и «падежи», и т. д. С каждым
пройденным уроком кластер нарастает.. По этой же схеме составляется
кластер на следующую изучаемую часть речи.
К концу третьего класса дети без труда дают определение каждой части
речи, делают морфологический разбор слова, опираясь на кластеры.
В четвёртом классе углубляются знания о морфологосинтаксической
стороне глагола, наречия, числительного. К концу четвёртого класса
дети умеют выделять основные стороны формируемых грамматических
понятий.
что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие
предмета),
на какие вопросы отвечает,
как изменяется или какие имеет постоянные категории,
каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
Итак, использование такой формы работы, как составление кластера,
помогает учащимся:
систематизировать, обобщить, актуализировать, структурировать
знания по теме;
запоминать теоретический материал по теме;
составлять связные высказывания в научном стиле.
Плюсы:
Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны
ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает
интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у
учащихся коммуникативных навыков, учебноинформационных и
учебноорганизационных умений.
Минусы:
Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут
руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне
рабочий шум во время составления кластера.
Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку –
составление схем, заготовка конвертов, карточек Урок с применением технологии кластера дает детям возможность
проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор
для творчества, что, несомненно, весьма значимо в образовательном
процессе.
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше
всего дети утомляются в бездействии.
Список использованной литературы:
1.«Активные методы обучения». Электронный курс.
Международный Институт Развития «ЭкоПро»,
Образовательный портал «Мой университет»,
http://www.moiuniversitet.ru/
2.Н. Соосаар, н. Замковая. Интерактивные методы
преподавания. Часть 1.
3.Интернет – ресурсы.
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.