Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Оценка 4.8

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
русский язык
4 кл
18.02.2019
Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Публикация является частью публикации:
Применение метода кластер на уроках в начальной школе.docx
Доклад «Приём кластер в начальной школе» Как   сказал   Л.Н.Толстой,     «Надо   применять   разнообразные   методы обучения   и   находить   новые.   Школа   должна   быть   педагогической лабораторией,   учитель   в   своей   учебно­воспитательной   работе   должен проявлять самостоятельное творчество».  В настоящее время появляется необходимость в новых педагогических  технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных  методах обучения… Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе  заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без  которой нет движения вперед в овладении знаниями. «АМО— система методов, обеспечивающих активность и разнообразие  мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения  учебного материала.» ­ Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей  деятельности. Это метод­  «Составление кластера»  Кластер (от англ. cluster ­ «скопление», «пучок», «созвездие») ­ это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой­ либо темы.    Образовательный кластер – это изображение,   которое   способствует систематизации   и   обобщению   учебного   материала.   Он   служит   наглядной схемой­подспорьем для учащегося.  С кластером процесс обучения становится  ярче, веселее и интереснее. Ведь  необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию Основные  принципы  составления  кластера:  Ключевое понятие, мысль  ­ располагается по центру, далее, по сторонам от  нее, обозначаются крупные смысловые части(звенья), которые соединяются с  центральным кластером прямыми линиями. Это могут быть предложения,  словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, касающиеся  темы. Правила оформления кластера на уроке В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен  на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при  выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно  использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это  позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить  общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. Рекомендации по составлению кластера При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит  на ум, даже если это просто предположения. Ведь в ходе работы все неверное  и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю  воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не  иссякнет. Не нужно беспокоиться и из­за наличия значительного количества  смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна,  и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все  систематизируется и встанет на свои места.  Применение метода кластер   Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.  На стадии вызова ­ для стимулирования мыслительной деятельности.  На стадии осмысления ­ для структурирования учебного материала.  На стадии рефлексии ­ при подведении итогов того, что учащиеся  изучили.  Кластер может быть использован также для организации  индивидуальной и групповой работы  как в классе, так и дома. Достоинства и результаты применения приема Применение кластера имеет следующие достоинства:  он позволяет охватить большой объем информации;  вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это  интересно;  дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха  ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:  умение ставить вопросы;  выделять главное;  устанавливать причинно­следственные связи и строить умозаключения;  переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;  сравнивать и анализировать;  проводить аналогии. Ни для кого не секрет, что детям младшего школьного возраста сложнее  обобщать знания по теме, пользоваться научной терминологией,  систематизировать полученные знания. Для решения этой проблемы я  использую на уроках русского языка один из приёмов технологии  критического мышления – кластеры. Кластеры удобно использовать при изучении лексико­грамматических  разрядов (частей речи). Задачи учителя при изучении частей речи – помочь  детям осознать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова в  русском языке изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам  и учить правильно использовать их в речи. Для решения этих задач, я начала  использовать кластеры на своих уроках с 1­по 4 классы.  Уже первый  класс, согласно школьной программе, включает  упражнения на проведение классификации слов с учетом  морфологического вопроса, на который они отвечают (например:  урок.10 упр.5 стр.36)   Во втором классе составляем кластера по теме «Суффиксы»,   «Приставки», «Состав слова» и т. д   Третий класс является центральным в формировании понятия «часть  речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико­грамматических  признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное  лексическое значение, категория рода, числа, функция в предложении.  Кластеры строятся на каждую часть речи отдельно. Посередине второй  половины доски (либо на ватмане) записываем часть речи, которую мы  начали изучать. Новое звено в кластере появляется с каждой новой  изученной темой, которое становится итогом пройденного урока. Например: при изучении на уроке темы «Изменение имён  существительных по числам» в конце урока дети добавляют кластеру  имени существительного звено «Изменяется по числам». Затем  добавляем такие звенья как: «склонение» и «падежи», и т. д. С каждым  пройденным уроком кластер нарастает.. По этой же схеме составляется  кластер на следующую изучаемую часть речи.  К концу третьего класса дети без труда дают определение каждой части  речи, делают морфологический разбор слова, опираясь на кластеры.   В четвёртом классе углубляются знания о морфолого­синтаксической  стороне глагола, наречия, числительного.  К концу четвёртого класса  дети умеют выделять основные стороны формируемых грамматических  понятий. ­ что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие  предмета), ­ на какие вопросы отвечает, ­ как изменяется или какие имеет постоянные категории, ­ каким членом предложения чаще всего выступает в предложении, ­ какие имеет окончания; как чаще всего образуется.     Итак, использование такой формы работы, как составление кластера,  помогает учащимся:    ­ систематизировать, обобщить, актуализировать, структурировать  знания по теме; ­ запоминать теоретический материал по теме; ­ составлять связные высказывания в научном стиле. Плюсы:     Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны  ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает  интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у  учащихся коммуникативных навыков, учебно­информационных и  учебно­организационных умений.     Минусы:     Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут  руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне  рабочий шум во время составления кластера.    Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку –  составление схем, заготовка конвертов, карточек Урок с применением технологии кластера дает детям возможность  проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор  для творчества, что, несомненно, весьма значимо в образовательном  процессе.  В заключение хочу пожелать всем  творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.  Список использованной литературы:  1.«Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро»,  Образовательный портал «Мой университет»,  http://www.moi­universitet.ru/  2.Н. Соосаар, н. Замковая. Интерактивные методы  преподавания. Часть 1.  3.Интернет – ресурсы.

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"

Презентация по теме" Кластер в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019