Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Оценка 5
Педсоветы
pptx
воспитательная работа
Взрослым
17.07.2019
Данная презентация " Концепция личностно-ориентированного подхода : цели, содержание, специфика, технологии" содержит материал, характеризующий личностно – ориентированное обучение. Это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка и его желаний. ЛОО – это педагогика, направленная на ребенка через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
КОНЦЕПЦИЯ
ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ– ЦЕЛИ,
СОДЕРЖАНИЕ,
СПЕЦИФИКА
ТЕХНОЛОГИИ
Подготовила учитель 1 категории Шишкина С.А.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
ПОДХОДА
Личностно –
ориентированное
обучение – это такое
обучение, где в центре
стоит ученик со своими
личностными качествами,
и процесс обучения
строится в зависимости от
возможностей и запросов
ребенка и его желаний.
ЛОО – это педагогика,
направленная на ребенка
через организацию,
кооперацию,
коммуникацию,
самовыражение.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОДХОДА
Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в
едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного"
ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных
возможностей, потребностей и интересов.
Технология личностно ориентированного обучения обусловлена следующими
задачами:
заинтересовать каждого учащегося учебным материалом и обеспечить его
развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических
приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения.
Данное представление о сущности личностно ориентированного подхода позволяет
более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные
учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы
самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность.
В трактовке личностно ориентированного образования наиболее
концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в
образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации
обучения.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
УЧЕННЫЕ, ВНЕСШИЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПОДХОДА
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, С.Л. Ру бинштейна, Б.Г. Ананьева, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманской, где личность рассматривалась
как субъ ект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми,
определяет характер этой дея тельности и общения.
Психологические основы личностно-ориентированного обучения в общем контексте личностно-
ориентированного подхода были сформулированы в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, которые получили дальнейшее развитие в исследованиях П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова,
И.С. Зимней и других ученых.
Впервые обоснование И.С. Зимней (1975г.) важности личностного компонента и равноценности его с
деятельностным компонентом в педагогическом процессе позволило выделить цель личностно-
ориентированного подхода в «переориентировании всего процесса обучения на постановку и решение
самими учениками учебных задач (исследовательских, познавательно-коммуникативных)». Исследователь
утверждает, что «организация обучения на основе личностно-деятельностного подхода означает, что все
методические решения учителя должны преломляться через призму того, кого обучают: его потребностей,
мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей».
Большой интерес представляет подход к личностно-ориентированному обучению доктора
психологических наук И.С. Якиманской [4, с. 85]. Она считает, что несмотря на утверждения традиционной
педагогики о развитии личности как приоритетной цели в обучении и воспитании учеников, до последнего
времени в практике школы эта цель оставалась нереализованной. Возможно проявление личностно-
ориентированного обучения в разных формах или моделях. И.С. Якиманская выделяет три основных
модели в рамках существующего личностно-ориентированного обучения: социально-педагогическая,
предметно-дидактическая и психологическая. обучения ориентирована на выполнение социального
заказа общества, который заключается в воспитании людей с заданными качествами.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
Принципы личностно ориентированного обучения
Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в
реализации данного принципа приобретают организация и управление
деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы
занятия, которое реализуется на практике различными путями:
на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный
вопрос;
на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее
задание;
на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и
вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит?
Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность,
доказать и т. д., а учащиеся на основе данного составляют целостную
картину целей на занятие.
Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять,
видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной
деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с
мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю
объективно определять количество учеников, работающих на разных
уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный
акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в
сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Принцип направленности обучения на развитие личности ученика
осуществляется через создание условий для каждого школьника по
формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через
самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями;
выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня
домашнего задания.
Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого
школьника, использование стимулирующего поощрения его активной
деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью
накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность
урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить
каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок,
условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества
учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
Принцип индивидуализации обучения опирается на составление
индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого
ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны
ближайшего развития.
Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть
индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться,
обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения и
обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в
современной школе.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Методы обучения и воспитания состоят в том, что
учитель:
управляет познавательной деятельностью ученика
мотивирует познавательную деятельность ученика
организует самостоятельную работу на уроке, включая
работу с различными источниками информации;
включает всех учащихся в коллективную творческую
деятельность, организуя взаимопомощь;
создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику
и предлагает задания, посильные каждому ученику;
создает положительную эмоциональную атмосферу
учебного сотрудничества, которое реализуется в
системе гуманных учебных взаимоотношений;
организует самоанализ собственной деятельности
ученика и формирует его адекватную самооценку.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения:
от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе
своей, на когнитивных аспектах.
Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности
ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности
ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.
Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые
знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления
эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и
стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем
интеллектуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических
целей отличается от традиционного урока. (Таблица 1)
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности
педагога при проведении традиционного и личностно-
ориентированного урока.
Традиционный урок
Обучает всех детей установленной
сумме знаний, умений и навыков.
Распределяет учебные задания, форму
работы детей и демонстрирует им
образец правильного выполнения
заданий.
Старается заинтересовать детей в том
учебном материале, который
предлагает сам учитель.
Предполагает дополнительные
индивидуальные занятия с
отстающими детьми.
Осуществляет планирование детской
деятельности в определенном русле.
Оценивает результаты работы детей,
подмечая и исправляя допущенные
ими ошибки.
Определяет правила поведения в
классе и следит за их выполнением.
Разрешает возникающие конфликты
между детьми: поощряет правых и
наказывает виновных.
Личностно-ориентированный урок
Способствует эффективному
накоплению каждым ребенком своего
собственного личного опыта.
Предлагает детям на выбор
различные учебные задания и формы
работы, поощряет детей к
самостоятельному поиску путей
решений этих заданий.
Стремится выявить реальные
интересы детей и согласовать с ними
подбор и организацию учебного
материала.
Ведет индивидуальную работу с
каждым ребенком.
Помогает детям самостоятельно
спланировать свою деятельность.
Поощряет детей самостоятельно
оценивать результаты их работы и
исправлять допущенные ошибки.
Учит детей самостоятельно
вырабатывать правила поведения и
контролировать их выполнение.
Побуждает детей обсуждать
возникающие конфликтные ситуации
и самостоятельно искать пути их
решения.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ
ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Построение личностно ориентированной системы обучения базируется на следующих исходных
положениях:
- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного
опыта, сложившегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не
становится, а от самого начала является субъектом познания)
- для конструирования и реализации учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению
субъектного опыта каждого ученика;
-в образовательном процессе происходит "встреча« общественно-исторического опыта, задается
обучением, и субъектного опыта ученика;
- взаимодействие двух видов опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального,
наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того,
что накоппенно учеником в его собственной жизнедеятельности
- развитие ученика как личности (его социализация) происходит не только путем овладения нормативной
деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного
источника а собственного развития
- главным результатом учения должны быть сформированы на основе усвоения знаний и умений
познавательные способности школьника
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Основной формой обучения в концепции является личностно ориентированный
урок, который концентрирует все вышеуказанные положения организации
личностно значимого учения:
- использование разнообразных методов и форм организации учебной
деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов
выполнения заданий, право на ошибку получения неправильных ответов и т.п.;
- использование на уроке дидактического материала, который позволяет ученику
выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно *
неправильно), но и в процессе его достижения; 1
- поощрение попыток ученика находить свой способ работы (решения задачи),
анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и
использовать рациональные;
- создание на уроке педагогических ситуаций общения, которое дает возможность
каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в
способах работы, создание ситуаций для природного самовыражения.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Личностно-ориентированное воспитание – это воспитание
каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При
этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению
к которой обучение к знаниям, умениям и навыкам,
необходимое для образования, выступает как средство
образования.
Современное гуманистическое образование в нашей стране
определяет приоритет задач становления личности перед
другими задачами средней общеобразовательной школы.
Личностно-ориентированный подход к образованию и
воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его
интересы, создание условий для развития и максимальной
реализации склонностей и способностей ребенка – основная
тенденция современной школы.
Презентация по теме "Концепция личностно-ориентированного обучения: цели, содержание, специфика, технологии."
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ -
ИСТОЧНИКОВ
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика,
1989.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного
образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического
университета, 2000.
3. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное
обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.
4. Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное
пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006
5. Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно
ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов,
классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007
6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -
М., 2000.
7. http://psihomed.com – Психология и психиатрия;
8. https://www.pedm.ru – Педагогическое мастерство
9. http://gigabaza.ru -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.