С введением ФГОС развитие УУД - основная задача образовательного процесса. Наиболее сложно развиваются регулятивные УУД, а в особенности у учащихся с ОВЗ. В данной презентации раскрыты проблемы их развития и пути решения этих проблем через личный опыт на примере обучающихся санаторной школы.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ И ИХ
ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Волевая саморегуляция
Контроль
Коррекция
Оценка
ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ И
ИХ ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ
Л.С.Выготский подчеркивал, что дети
(при сохранном интеллекте) не могут
самостоятельно организовывать свою
деятельность, испытывают трудности
в планировании; им недоступна
оценка результатов, отмечается
нарушение внимания,
импульсивность, отсутствие
заинтересованности.
ЗАТРУДНЕНИЯ И ИХ
КОРРЕКЦИЯ
Неумение включиться в учебную
работу
Создать мотивационные условия,
заинтересовать, опираясь на
личностные интересы.
Неспособность самостоятельно
начать выполнять задания.
Подсказывать, как это делается.
Неготовность выполнять задания без
пошаговой инструкции и помощи.
Создание алгоритмов и памяток
Непонимание, неумение выполнять
многокомпонентные задания.
Разделять такие задания на несколько
простых и инструктировать о ходе
выполнения
Недостаточная осознанность в
усвоении и применении алгоритмов.
«Оттачивать» навыки применения
алгоритмов путем их повторения
Неумение пользоваться полученными
знаниями, умениями при решении
стандартных практических задач.
Совместная деятельность.
Неполное выполнение задания.
Контроль выполнения с оказанием
направляющей помощи.
Неумение понять и объяснить
причину своей ошибки, исправить ее.
Давать эталоны для сравнения.
Неумение применять знания в
нестандартной ситуации.
Создать условия с опорой на
жизненный опыт.
ОСОБЕННОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Непонимание и неготовность
услышать учителя.
Создание ситуаций успеха.
Эгоцентричность, неумение
общаться, тревожность, неадекватная
самооценка.
Перевод негатива во взаимоотношения,
для групповой работы –по признаку
психологической совместимости.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРУДНОСТИ
Неумение организовать свою работу.
Развивать регулятивные УУД;
Обучать ставить цели, планировать и
реализовывать план, оценивать свои
результаты, исправлять ошибки
Повышенная истощаемость.
Переключать с одного вида
деятельности на другой;
индивидуальные памятки;
интересные виды заданий.
Низкая работоспособность
Приспосабливать темп изучения и
методы обучения.
Слабость воли.
Показывать возможности достижения
положительных результатов
Оценивать успешность обучения
ребенка
Психоподобное поведение
Будьте готовы к таким проявлениям,
нивелируйте такое поведение
индивидуально
Ограниченный запас общих
представлений
Индивидуальный подход(пробелы в
знаниях, дополнительные задания,
наглядность, индивидуальные
карточки)
Бедный словарный запас
Требование полных
аргументированных ответов.
Низкий уровень развития восприятия
При постановке задач-инструктаж по
выполнению работы;
проверка результативности;
коррекция недочетов;
различные виды деятельности;
использование алгоритмов.
Неполноценность зрительного и
слухового восприятия.
Использование различных средств
обучения;
использовать упражнения,
физкультминутки.
Внимание неустойчиво, низкая
концентрация трудности
переключения.
Рациональное использование
наглядности;
четкие моменты переключения с
одного вида деятельности на другой.
Низкий уровень самоконтроля.
Развивать у детей потребность
осознанное отношение к
выполняемой работе;
добиваться , чтобы ученики научились
находить ошибки в собственных
работах;
самопроверка и взаимопроверка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
УУД У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Последовательность
Этапность
Системность
Конкректность
Дозированность
Переключаемость
Мотивация
Опора на продуктивные виды
деятельности
Закрепление
Постоянное оценивание действий и
результатов