Презентация "Постсоветская социологическая наука"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация подготовлена по теме "Постсоветская социологическая наука". Тема содержит довольно мало информации в источниках, поэтому была проведена большая работа по сбору необходимого материала. Презентация состоит из 53 слайдов, качественно оформленных, снабженных иллюстрациями, характеризующими текст. Материал будет полезен студентам и ученикам старших классов.
Иконка файла материала Постсоветская социологическая наука.pptx
Постсоветская социологическая наука Выполнила Мехонцева Марина Григорьевна, заместитель директора по УВР МКОУ «Средняя общеобразовательная города Шадринска Курганской школа № 4» области
Постсоветская социологическая наука  В  1991  году  Советский  Союз  распался.  Многое  родилось  из  этого  распада.  Одно из этих потенциальных рождений, рождение постсоветской социологии.  Освобожденной социологии.   Одно  из  значимых  проявлений  этого  освобождения  было  принятие  и  распространение  социологического  разнообразия,  разнообразия  подходов,  методов и методологий.   Но это освобождение повысило актуальность целого ряда вопросов, ответ на  которых решает задачу научного развития для профессионального сообщества  (1, 8921).
Постсоветская социологическая наука  Если  раньше  институциональная  социология  устанавливала  единую,  хотя  и  имитационную, методологию, и это было системным ограничением, то сейчас  стало  возможным  применение  чего  угодно.  И  в  этой  ситуации  необходимо  функционирование  целого  ряда  критерий,  как  научность,  профессиональная  этика  и  добропорядочность  ученых  и  практиков.  Иначе  постсоветская  социология будет мало чем отличаться от постсоветских выборов.
Постсоветская социологическая наука  В  советское  время  при  единой  партии  и  едином  кандидате  вопрос  выбора  и  ответственности естественно снимался с повестки дня. Необходимость выбора  в  контексте  многообразия  мнений,  партий  и  кандидатов  стала  лакмусовой  бумагой  для  всех  наших  недочетов  и  упущений,  которые  реально  и  существенно снижают возможность актуализации этого выбора. К сожалению,  эта  аналогия  в  случае  социологии  не  просто  художественная,  а  вполне  реальная (10, гл.1, §7).
Постсоветская социологическая наука  Примечательная  черта  институциональных  преобразований  в  общественных  науках в 1990­е гг. ­ массовое преобразование кафедр научного коммунизма в  высших учебных заведениях.   Крах  коммунистического режима вызвал  к жизни радостный отказ  студентов  от  изучения  теории  научного  коммунизма,  истории  КПСС  и  политической  экономии как обязательных дисциплин.   Институты и университеты легко пошли на сокращение общественно­научных  кафедр. Около тысячи кафедр научного коммунизма, столкнувшись с угрозой  исчезновения,  стали  менять  учебные  планы  и  переименовываться  в  кафедры  социологии, политологии и культурологии (10, гл.1, §7).
Постсоветская социологическая наука  Еще  в  начале  1990­х  гг.  система  высшего  образования  в  «постсоветском  цикла  пространстве»  обществоведческих  дисциплин,  цель  которых  заключалась  в  формировании  широкого  интеллектуального  и  мировоззренческого  горизонта  учащихся  (1,  стр. 1).  предусматривала  преподавание  обязательного
Постсоветская социологическая наука  Значение  марксистской  идеологической  доктрины,  которая  активно  реформировалась  в  послевоенный  период,  сводилось  к  оперированию  политической  риторикой,  представленной  преимущественно  в  официально  утвержденных  учебных  пособиях.  Фактически  же  преподавание  экономики,  социологии и политической науки осуществлялось на основе индивидуального  научно­педагогического  характеризовалось  неограниченным тематическим многообразием.  преподавателей  опыта  и
Постсоветская социологическая наука этом  для   Когда  идеологический  контроль  в  начале  1990­х  гг.  был  снят  и  утвердились  академические свободы, преподавание экономики, социологии и политической  науки без особых трудностей освободилось от марксистского идеологического  лексикона.  При  российской  интеллектуальной  культуры  импульс  к  развертыванию  теоретических  схем  и  рациональных реконструкций реформационного процесса в стране.  традиционный  сохранился   В  той  мере,  в  какой  общественная  наука  легитимирует  социальные  порядки,  утверждает  общественные  нормы  и  ценности,  в  основе  образовательных  программ  остаются  социально­экономические  и  культурные  ориентиры  постсоветского  общества.  Соответствующим  образом  организован  и  тематический  диапазон  академическую  направленность (10, гл.1, §7).  курсов,  имеющих  основных
Постсоветская социологическая наука  Если  в  качестве  центральной  темы  политэкономических  дисциплин  достаточно  отчетливо  определилось  становление  рыночной  экономики  и  ее  сочетание  в  фокусе  социологических  курсов  —  изменения  в  социальных  идентификациях  и  формировании новых элит. регулятивной  функцией  с  государства,  то
Постсоветская социологическая наука  В  1990­е  гг.  произошли  радикальные  изменения  в  формах  консолидации  и  воспроизводства научного сообщества. Традиционная модель советской науки  основывалась  на  высоком  престиже  интеллектуальных  ценностей.  Помимо  интеллектуального  социолога  обеспечивалась  его  статусом  государственного  служащего  и  твердым  жалованием.  При  этом  академическим  сотрудникам  было  запрещено  вести  коммерческие исследования (10, гл.1, §7).  «олимпийская»  достоинства,  позиция
Постсоветская социологическая наука стране  сформировался  рынок   В 90­е г. академическая наука быстро усвоила рыночные приоритеты.   В  услуг,  созданы  негосударственные  научные  учреждения,  десятки  социологических  фирм  специализируются  на  изучении  спроса  и  предложения,  организации  предвыборных кампаний, управленческом консультировании.  социологических
Постсоветская социологическая наука  Несмотря  на  то,  что  научные  учреждения  Российской  академии  наук  и  ведущих  отраслей  продолжают  существовать  официально,  сокращение  бюджетного  финансирования  привело  к  их  фактической  реорганизации  (10,  гл.1, §7).
Постсоветская социологическая наука  Финансовую,  организационную  и  научную  самостоятельность  приобрели  небольшие  коллективы  научных  сотрудников,  которые  иногда  именуют  себя  центрами  и  институтами.  Действительно,  «институты­гиганты»  с  сотнями  штатных сотрудников обнаружили нежизнеспособность (10, гл.1, §7).
Постсоветская социологическая наука  Зависимость  от  рыночного  спроса  и  ориентация  на  заказчика  обусловили  формирование  предпринимательского  стиля  социологической  работы,  где  имеет  значение  «внешняя  экспертиза»  —  результат  и  соответствующее  вознаграждение.   Эту  сферу  социологической  работы,  где  действуют  вненаучные  нормы  и  приоритеты, можно назвать «гешефт­социологией».   Именно  в  этой  сфере,  которая  иногда  предъявляет  жесткие  требования  к  деловым  качествам  специалистов,  появляются  новые  рабочие  места  и  новые  возможности профессиональной карьеры (10, гл.1, §7).
Постсоветская социологическая наука  Изменения  в  тематике  социологических  исследований  в  90­е  гг.  были  обусловлены, прежде всего, идеологическими обстоятельствами.   На  протяжении  десятилетий  советская  социология  являла  собой  научный  перифраз «идеологического разума».   Как  и  все  служанки,  «ancilla  ideologiae»  очень  похожа  на  свою  госпожу.  И  концептуальный  аппарат,  и  схемы  научного  вывода,  и  риторика  дисциплины  повторяли политические клише (10, гл.1, §7).
Постсоветская социологическая наука  «В  1991  г.  состоялся  Первый  съезд  советских  социологов.  На  съезде  были  внесены  изменения  в  устав  и  форму  правления  ССА.  А  также  тайным  голосование были избраны три сопрезидента ССА — В.А. Ядов, Ж.Г. Тощенко  и А.Г. Здравомыслов».   Высшим  органом  ассоциации  являлось  Общее  собрание,  проводившееся  не  реже  одного  раза  в  4  года.  Общее  собрание  избирало  правление,  которое  созывалось  не  реже  одного  раза  в  год.  Правление  избирало  президиум,  руководивший работой Ассоциации.  У  Ассоциации  были  отделения  в  союзных  республиках,  а  также  в  крупных  научных  центрах,  имеющих  более  100  членов  (всего  20  отделений  и  92  филиала).  Наиболее  отделения:  Московское,  Сибирское,  Азербайджанское,  Уральское,  Украинское,  Прибалтийское,  Поволжское,  Белорусское,  Северо­Западное.  В  составе  Ассоциации  работали  проблемные  секции (11). крупные
Постсоветская социологическая наука  Президенты Ассоциации 1958—1959 — академик Ю. П. Францев 1959—1972 — академик Г. В. Осипов 1972—1976 — член­корреспондент РАН М. Н. Руткевич 1976—1986 — доктор философских наук Х. Н.  Момджян 1986—1991 — академик Т. И. Заславская 1991 — член­корреспондент РАН Ж. Т. Тощенко,  доктор философских наук А. Г. Здравомыслов  и доктор философских наук В. А. Ядов (11)
Постсоветская социологическая наука  «Следует отметить, что распад СССР, естественно, привел к ослаблению связи  между  бывшими  республиканскими  ассоциациями.  Поэтому  большим  шагом  вперед  было  создание  в  феврале  1993  г.  на  основе  ССА  Социологической  ассоциации (в настоящее время это Профессиональная СА). На прошедшей в  июне  1993  г.  конференции  «Многообразие  интересов  и  институты  власти»  была  принята  Декларация  о  создании  содружества  социологических  ассоциаций,  президентом  которой  был  избран  А.Г.  Здравомыслов,  вице­ президентом Г.А. Погосян (Армения) и К. Исаев (Кыргызстан)» (8).