1.Прочитайте текст. Почему автор так назвал сказку? Можно ли подобрать другое название?
2. «Если бы цветы и птицы умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними.»
3. Инсценируйте понравившийся эпизод.
4.Порассуждайте на тему: «Если бы собачка осталась одна…?»
5.Сочинить четверостишье об Огоньке по сказке.
О. Серова, Э. Пильман. «Лесные тайны»
Удивительное растение - забайкальский багульник! Зимой принесешь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он метелкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато - малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в заботе и неге.
Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.
Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1.Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.
1.Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
2.Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
3.Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».
Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый?
Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата,
сказки, детектива и др.– в зависимости от формулировки темы).
1.Волшебник по имени ЁТ. (Варианты: «Приключения ЁТ», «Где прячется Невидимка?».)
2. Портреты суффиксов (–чик – щик,– тель), приставок (пре– при–, раз– рас–, с–),
корней–омонимов.
3.Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
4.Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
5. История слов в истории города (о топонимах).
6.Пропала буква (детективное расследование).
«Предметные» (терминологические) диктанты.
Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме.
Часть слова перед суффиксом. Определение, выраженное существительным.
Вода, от воды, к воде… Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.