Учебный кабинет
– учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная и внеклассная работа с учащимися.
Учебный кабинет начальных классов
– это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.
Занятия в кабинете должны служить:
- активизации мыслительной деятельности учащихся;
- формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;
- формированию коммуникативной культуры учащихся;
- развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
- воспитанию высокоорганизованной личности.
Принципы развивающей среды
содержательной насыщенности
безопасности
рациональности использования пространства
гибкого зонирования
Многофункцио-нальности
активности, самостоятельности и творчества
доступности,
эстетизации
вариативности
Учебная зона
В ней расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, шкафы. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона
располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
На информационном стенде во 2А классе размещена птица «Разумница». Поделка выполнена детьми этого класса: каждый ученик склеил из кусочков бумаги перо. На каждом пере размещена учителем фотография ребенка, склеившего его.
Игровая зона
В ней расположены мягкое кресло-груша, ковер, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне в кресле, на ковре. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
Зеленая зона
-многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
-информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.) находятся в стадии разработки.
Наличие в классе множества цветов, позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Также в зеленой зоне размещена картина, для релаксации детей, имитирующая звуки живой природы.
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета:
- Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом (УМК), комплексом средств обучения, необходимым для реализации ФГОС и выполнения образовательной программы школы.
- Соответствие УМК и комплекса средств обучения требованиям ФГОС, реализуемому учебно-методическому комплекту.
Обеспеченность обучающихся учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы и реализуемым УМК.
- Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и др.материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
- Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
- Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности;
- правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах (СанПиН):
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
- положение об учебном кабинете начальных классов;
- должностная инструкция заведующего кабинетом;
- правила пользования учебным кабинетом для учащихся;
- акт готовности кабинета к новому учебному году;
- валеологический паспорт кабинета;
- инвентарная ведомость на имеющееся оборудование;
- паспорт автоматизированного рабочего места учителя;
- каталог учебных, учебно-информационных и учебно-методических материалов;
- анализ и план работы по развитию кабинета.
В учебном кабинете следует поместить перед глазами обучающихся таблицу «Правильно сиди при письме». Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением, учитель должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий. Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Таким образом, зонирование учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.