Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя.
Элберт Хаббард
«Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных
образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет
учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее
спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов,
которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому,
конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по
результатам учебной деятельности.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
• смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме,
разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность;
3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную
самооценку;
5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные
индивидуальные достижения;
6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Одной из основных задач обучения и воспитания в школе в рамках внедрения нового образовательного
стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации
дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что
составление портфолио это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.
Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и
достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) комплект документов, оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для
определения образовательного рейтинга ученика.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над
портфолио хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать чтото
свое, оригинальное.
Как правило, портфолио представляет собой папкунакопитель, в которые помещаются различные
материалы (это могут быть и ксерокопии, и рукописные материалы). Классический портфолио состоит из
четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». В зависимости о
цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным,
презентационным, портфолио достижений. Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике авторе портфолио.
Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио.
«Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это
могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки,
схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии
статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы
товарищей по группе.
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые
созданы и систематизированы учеником.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению
учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
Элементы портфолио лучше всего датировать, чтобы можно было
отследить динамику работы учащегося.
Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя,
родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит
портфолио.
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании
родителей);
• выставка «портфелей* (по желанию учащихся).
Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально: • творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться,
самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота отражения учебного материала
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Состав предметного портфолио напрямую зависит от конкретных целей
обучения данному предмету. Для математики:
развитие математического мышления учащихся,
формирование умения решать задачи,
развитие прикладных математических умений,
то в учебные портфолио могут быть включены следующие категории и
наименования продуктов учебнопознавательной деятельности учащегося:
1.1.домашниеработы;
1.2.прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые);
1.3. решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося);
1.4. математические сочинение по сложным вопросам данной темы;
1.5.математический реферат с историческим содержанием;
1.6. задачи, составленные самим учащимся по данной теме;
1.7. оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме,
сделанные учащимися или группой учащихся;
1.8. копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий,
прочитанных учащимися по данной теме;
1.9. графические работы, выполненные учащимися по данной теме.
Опыт применения учебных портфолио показывает, что целесообразно использовать два вида учебного
портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В
первое, рабочее Портфолио, учащийся складывает все продукты своей учебнопознавательной
деятельности по данной теме. Затем отбирает работы, которые являются либо обязательными в
оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд учащегося, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении.
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах
деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими и является важным
элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
1)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
2)готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
3)потребность в активной познавательной деятельности.
В ходе работы я столкнулась со следующими противоречиями:
портфолио школьников все чаще применяется в образовательной практике, но его реализация почти не
обеспечена методическим сопровождением;
использование портфолио школьников в образовательном процессе имеет большие возможности для
развития личности ученика, но эти возможности не используются субъектами образования, чаще всего,
превращая портфолио в «пакет» с документами.
Проблема: каким должно быть содержание предметного портфолио, чтобы
работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку
школьника и повышала мотивацию к учению?
Цель моей работы: использовать портфолио для учащихся школы как
средство развития рефлексивной самооценки школьников.
Для реализации цели я поставила ряд задач:
1.проанализировать литературу по данной теме;
2)сформулировать теоретическое обоснование использования портфолио в
образовательном процессе;
3)начать разрабатывать портфолио для школьников по теме «Предметное
портфолио как средство развития рефлексивной самооценки школьников».
За это время я попробовала работать со следующими видами портфолио:
1) тематический ( демонстрационный) по стереометрии. В 10 классе учащиеся начинают изучать
объемные геометрические тела. Поэтому практически на первых уроках , класс делится на группы
– и им дается задание составить портфолио определенного геометрического тела.
Заранее обговаривается структура:
1) Историческая справка
2) Основные определения + формулы
3) Рисунки, сечение
4) Основной набор задач
5) Использование этого тела в жизни; цитаты из литературных произведений (показать портфолио
“Цилиндр” выдержки)
6) Презентация, которую можно использовать на уроках
2) К концу 9 класса мы создали портфолио « Такие разные функции» это уже работа всего класса.
Обязательно учащиеся включали : историческую
справку, вид функции, свойства, график,
преобразования, рисунок с использованием нескольких
графиков функций и презентации «Использование
функций в различных отраслях ».
3) Портфолио 6 класса «диаграммы» тоже групповая
работа. Учащиеся искали тот материал, который им
интересен, составляли различные виды диаграмм.
Сейчас я перешла к рабочим портфолио. У каждого
ребенка есть папканакопитель, в которой :
4)
Титульный лист – его я делаю сама. Знакомтесь – это я. ( портрет автора портфолио, что он знает , умеет, любит, чем
увлекается.)
Моя ромашка ( личностные качества, что любит, обязанности дома).
Работы учащихся по различным темам.
На мой взгляд, портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и
помогает решать следующие важные педагогические задачи:
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
o поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
o поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
o
o формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность;
o
содействовать индивидуализации образования школьников.
Я делаю первые шаги в работе над портфолио, однако уже можно отметить интерес к этой работе со
стороны учеников и их родителей, т.к. портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во
взаимодействии «учитель – ученик – родители».
Умелое использование портфолио в условиях введения ФГОС представляет учителю богатую
информацию об индивидуальном развитии обучающегося и способствует постепенному формированию у
него действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности
(постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку). Такая форма оценивания как
портфолио должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а инструментом, с
помощью которого у школьников формируется контрольнооценочная самостоятельность через
поддержку их высокой учебной мотивации. Приложение 1
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббард
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных
достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося,
которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над
портфолио хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать чтото
свое, оригинальное.
Как правило, портфолио представляет собой папкунакопитель, в которые помещаются различные
материалы (это могут быть и ксерокопии, и рукописные материалы). Классический портфолио состоит из
четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». В зависимости о
цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным,
презентационным, портфолио достижений.
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании
родителей);
• выставка «портфелей* (по желанию учащихся).
Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
• творчество; • факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность
и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота отражения учебного материала
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Состав предметного портфолио напрямую зависит от конкретных целей
обучения данному предмету. Для математики:
развитие математического мышления учащихся,
формирование умения решать задачи,
развитие прикладных математических умений,
то в учебные портфолио могут быть включены следующие категории и
наименования продуктов учебнопознавательной деятельности учащегося:
1.1.домашниеработы;
1.2.прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые);
1.3. решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося);
1.4. математические сочинение по сложным вопросам данной темы;
1.5.математический реферат с историческим содержанием;
1.6. задачи, составленные самим учащимся по данной теме;
1.7. оригиналы, фотографии или зарисовки математических
моделей и объектов по данной теме, сделанные учащимися или
группой учащихся;
1.8. копии текстов и файлов из интернетовских сайтов,
компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных учащимися по данной теме; 1.9.
графические работы, выполненные учащимися по данной теме.
Первая страница портфолио.
Ответьте на вопросы, оформите первую страницу. Знакомьтесь это я !
Приложение 2
Я учусь :
Меня зовут :
Мне нравится :
Я посещаю кружки :
Интересные предметы для меня в школе это:
Сложные предметы:
Мои любимые журналы:
Мои любимые телепередачи:
Я люблю:
Я не люблю:
Книга которую я прочитал:
Я умею:
Я научилась в прошлом году:
Я могу научить других:
Рисуем или делаем аппликацию в виде цветка ромашка. Минимум шесть лепестков , используем 3 цвета
(на каждом лепестке пишем какието качества)
Вторая страница. Моя ромашка.
1. Отличительные черты характера.
2. Мои главные дела.
3. Мои любимые дела.
Третья страница. Памятка.
Синквейн.
Это нерифмованное стихотворение. Синквейн с французского языка переводится
как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления
1. Одно слово существительное отражает главную идею.
2. Два слова прилагательных – описывают основную мысль.
3. Три словаглагола – описывают действия по теме.
4. Фраза из нескольких слов – показывают отношение к теме.
5. Слова ,связанные с первым, отражают сущность темы.
1. Математика
2. сложная, интересная
3. Думаем, пишем, решаем
4.Это мне когда нибудть пригодится 5. Знать.
1.Многоугольники
2.выпуклые, невыпуклые
3.Чертить, вычислять, искать
4.Сумма углов многоугольника всегда больше 180
5.Интересно!
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Презентация "Предметное портфолио по математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.