Презентация "Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках музыки" создана для ознакомления с работой учителя музыки по данной технологии. Презентация представляет современные тенденции развития образования в России, знакомит с технологией критического мышления и ее тремя стадиями: вызова, осмысления содержания, рефлексии.Презентация дает примеры художественных форм письменной рефлексии по технологии развития критического мышления: кластер, синквейн. Раскрывает правила написания синквейна. Применение "инсерта" при работе с учебником.
Применение элементов
технологии развития
критического мышления
на уроках музыки
Киргизова Любовь Васильевна,
учитель музыки МБОУ «СШ №35»
Смоленск, 2016
Современные тенденции
развития образования в
России
• Быстрое развитие современных
компьютерных технологий. Расширение
сферы их применения в образовательном
процессе
• Насыщение образовательных учреждений
техническими средствами, обеспечивающими
реализацию информационных процессов
хранения, передачи информации в новом
цифровом формате
• Использование сети Интернет в учебном
процессе
Технология развития
критического мышления
(ТРКМ) - история
• В западной педагогике одними из
направления
основоположников
«Критическое мышление» считаются
Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д., Дж.
Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.
Технология развития
критического мышления посредством
чтения и письма (РКМЧП) в рамках
проекта
«Открытое
общество»
в
педагогическом сообществе в 1997 году
института
начала
• В России
свой
путь
Критическое мышление
- это
мышление, которое отличается
взвешенностью, логичностью и
целенаправленностью, его
характеризует использование таких
когнитивных навыков и стратегий,
которые увеличивают вероятность
получения желательного результата
Халперн Д.
Цель
технологии
Развитие мыслительных навыков
учащихся, необходимых не только
в учебе, но и в обычной жизни
Умение принимать взвешенные
решения
Анализировать различные
стороны явлений
Работать с информацией
Вызов
Особенности
организации
новой
Осмысление
содержания
• получение
информаци
• корректиров
ка учеником
поставленн
ых целей
обучения
• активизация
имеющихся
знаний
• пробуждени
е интереса к
получению
новой
информации
• постановка
учеником
собственных
целей
обучения
рефлексия
• размышлени
е, рождение
нового
знания;
• постановка
учеником
новых целей
обучения
(на
перспективу
Стадия «Вызова»
«Ключевые слова» -
из которых обучающиеся придумывают
рассказ или расставляют их в
определенной последовательности.
Например:
Ария, либретто, хор, оркестр, композитор
Дирижер, скрипки, альт, труба, валторна,
флейта, кларнет, барабан
Театр, путешествие, третье, мюзикл,
музыкальный
Стадия «Вызова»
«Верите ли вы»
Вопросы
Ария может быть в опере музыкальной
характеристикой главного героя?
Важно : допускаются все мнения (и
правильные и неправильные);
Стадия вызова
•«Кластеры»
«Инсерт», авторы Воган и Эстес
•Самоактивизирующая системная
разметка для эффективного чтения и
размышления
•«V»- уже знал
•«+»- новое
•«-» думал иначе
•«?»- не понял, есть вопросы
Стадия рефлексии
•Использование таблицы «Знаю, хочу
узнать, узнал» Д.Оглле, 1996г.
Знаю Хочу
узнат
ь
Узнал
средства
ые
музыки.
2. Музыка
может
выражать
чувства
настроение.
играет
музыка
творчестве
писателя?
в
и
ли
2. Может
музыка
помочь стать
счастливым?
Пример заполнения таблицы
1. Какую роль
1. Выразительн
Хочу узнать
Узнал
Знаю
1. В
произведения
х
писателя
музыка
играет
главную роль.
Она помогает
жить
и
вспоминать.
может
сделать
человека
счастливым,
изменить его
настроение.
2. Музыка
Художественные формы
письменной рефлексии.
Синквейн
От французского слова
«пять»
Сиквейн – это
стихотворение из пяти
строк которое строится по
правилам
Правила написания
СИНКВЕЙНА
• 1 строка – одно слово – название
стихотворения, обычно существительное.
• 2 строка – два слова (прилагательные или
причастия). Описание темы.
• 3 строка – три слова (глаголы). Действия
относящиеся к теме.
• 4 строка – четыре слова – предложение.
Фраза, которая показывает отношение автора
к теме.
повторяет суть темы, обычно существительное
• 5 строка – одно слово – ассоциация, которая
Примеры синквейна
Бах...
Божественная, могущественная.
Завораживает, возвышает, погружает в
небытие...
Заставляет задуматься о вечном....
Бесконечность....
Русская духовная музыка
Возвышенная, благозвучная
Вдохновляет, созерцает, поднимает
Заставляет человека задуматься о смысле
Вера
жизни
Примеры синквейна
Колыбельная.
Нежная, задушевная.
Укачивает, убаюкивает, успокаивает.
Слышу мамин голос.
Спокойно
Рояль.
Чёрный, звонкий.
Тосковал, смеялся, гремел.
Мог петь о человеке и о любви.
Живой
Примеры синквейна
Музыка Моцарта
Прозрачная, чистая,
Покоряет, окрыляет, вдохновляет,
Льётся, как прекрасный ручей.
Солнышко
ФЕЯ ДРАЖЕ
Таинственная, застенчивая.
Плачет, грустит, волнуется.
Мне она понравилась.
Сказка
Пример синквейна
Талантливый, дерзкий
Творил, исполнял, страдал
Его музыка дает жизнь…
•Моцарт
гений
Список литературы
А.М. Баннов – М.:ИНТУИТ.РУ, 2007. – 136с.:ил.
Баннов А.М. учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) /
Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.
– СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить
критически. — СПб., 2003.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /
Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия»,
2007.
http://ct-net.net/ru/ct_about_ru
Развитие критического мышления через чтение и письмо
http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
-http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Развитие критического мышления. Апробация технологии
http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200302802
Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в
http://vio.fio.ru/vio_47/cd_site/Articles/art_2_2.htm
начальной школе