Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.
Применение
метода синквейн
в развитии речи
детей старшего
дошкольного
возраста
Автор презентации
Попова О.Ф.
Новизна
Говоря о формах, методах и приемах
обучения детей, нельзя не сказать о
серьёзных изменениях в системе дошкольного
образования, которые коснулись как
организационной, так и содержательной
стороны образования. Принятие ФГОС требует
от воспитателя более глубокого
продумывания методов и приёмов к
организации образовательной деятельности,
так как роль воспитателя является
направляющей, развивающей. Поиск
подходов к повышению эффективности
образовательного процесса вызывает
необходимость уделять большое внимание
применению инновационных педагогических
технологий и методов, которым и является
Актуальност
ь
Решение проблем речи является
актуальной темой в дошкольном
возрасте. Хорошее владение словом
– это искусство, которому нужно
учиться с детства. Этому искусству и
обучает синквейн, являясь формой
свободного творчества, требующий
умения находить в информационном
материале наиболее существенные
элементы, делать выводы, кратко и
эмоционально их формулировать.
Задачи синквейна:
- пополнять знания детей по
лексическим темам;
- обогащать пассивный и активный
словарный запас;
- совершенствовать навык
использования в речи синонимов,
антонимов;
- развивать ассоциативное
мышление и образную память;
- совершенствовать умение
высказывать собственное
отношение к чему-либо.
Что такое синквейн?
• Слово «синквейн» происходит от
французского слова «пять» и
означает «стихотворение,
состоящее из пяти строк»;
•Синквейн – это не обычное
стихотворение, написанное в
соответствии с определёнными
правилами.
Правила написания
синквейна
• Синквейн состоит из 5 строк;
• Его форма напоминает ёлочку.
1 слово
2 слова
3 слова
4
слова
1 слово
Что пишется в каждой строке?
1
строка
2
строка
3
строка
4
строка
5
строка
1 слово – заголовок, тема, состоящие из
одного слова (обычно существительное,
означающее предмет или действие, о котором
идёт речь).
2 слова - прилагательные. Это описание
признаков предмета или его свойства,
раскрывающие тему синквейна.
3 слова – глаголы. Обозначающие действия
предмета.
4 слова - это словосочетание или
предложение, состоящее из нескольких слов,
Это фраза, в которой выражается личное
мнение к предмету разговора.
1 слово - Вывод, итог. Повторение
сути, синоним.
О чём можно написать синквейн?
• Тема его может быть любой:
о природе;
о картине и литературном
герое;
о маме или папе;
о настроении;
об изученном на занятии;
…
И…
красиво
говорим
Лесенка
успеха
!!!
Твори
м
Думае
м
Размышля
ем
Изуча
ем
Пример синквейна
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит,
Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в
берлоге.
Ассоциация - Зверь.
Синквейн можно
использовать:
Для закрепления
изученной лексической
темы.
1. Рябина.
2. Тонкая, кудрявая.
3. Растет, Зеленеет,
Цветет.
4. Ягоды рябины любят
снегири.
5. Дерево.
Для закрепления понятий,
усвоенных на занятиях по
подготовке к обучению
грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим,
выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.
Синквейн несёт определенную
эмоциональную окраску автора, можно
сравнить:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, Светится, Радует.
В парке осыпаются листья.
Золото!
Осень
Ветреная, холодная.
Дождит, Шуршит, Хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!
Дети сочиняют синквейны…
Она
Красивая, нежная.
Ласкает, любит, заботится.
Мой самый родной человек
–
Мамочка.
Осень
Весёлая, разноцветная.
Украшает, восхищает,
Красивое и яркое время года.
танцует.
Красавица!
Дети сочиняют синквейны…
1. Арбуз
2. Круглый,
вкусный
3. Катится, растет,
зреет
4. Арбуз – это
большая ягода.
5. Лето
Дети сочиняют синквейны…
1. Котенок
2. Черненький,
пушистенький
3. Играет, спит, ест
4. Он мой друг.
5. Домашнее
животное.
Дети сочиняют синквейны…
1. Дом
2. Большой,
красивый
3. Защищает, греет
4. Нужен всем
людям.
5. Убежище
Синквейн – один из эффективных
методов развития речи
дошкольника
В чём же его эффективность и
значимость?
•Во-первых, его простота. Синквейн могут
составить все.
•Во-вторых, в составлении синквейна
каждый ребенок может реализовать свои
творческие, интеллектуальные
возможности.
•Синквейн является игровым приемом.
•Составление синквейна используется как
заключительное задание по пройденному
материалу.
•Составление синквейна используется для
проведения рефлексии, анализа и синтеза
полученной информации.
Выводы о
синквейне:
•Синквейн – это французское пятистишие, похожее
на японские стихотворения.
•Синквейн помогает пополнить словарный запас.
•Синквейн учит краткому пересказу.
•Синквейн учит находить и выделять в большом
объеме информации главную мысль.
•Сочинение синквейна – процесс творческий. Это
интересное занятие помогает самовыражению
детей, через сочинение собственных
нерифмованных стихов.
•Составить синквейн получается у всех.
•Синквейн помогает развить речь и мышление.
•Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их
содержания.
•Синквейн — это также способ контроля и
самоконтроля
(дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Заключение
Выстраивание работы с детьми по
формированию речемыслительной
деятельности с использованием
метода Синквейн, способствует
освоению коммуникативных
умений, обеспечивает полноценное
включение в общение, как процесс
установления и развития контактов
с людьми, возникающих на основе
потребности совместной
деятельности, а также подготовки
дошкольника к успешному
обучению в школе.
Использованы материалы:
•http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D
0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
•http://otvet.mail.ru/question/4589679/.
• шаблон http://aida.ucoz.ru
Спасибо за
внимание!
Желаем вам
успехов!