Проектная технология - необходимость?
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:
недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
динамичность развития содержания курса информатики.
На помощь может прийти использование метода проектов.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.
Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Для определения типа проекта используются следующие признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников
учитель продумывает возможные варианты проблем, но
проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака)
распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений
самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя или его доверенного лица
промежуточные обсуждения полученных данных в группах(на уроке или вне его) под контролем учителя или его доверенного лица
подготовка к защите, оппонированию
коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Общие подходык структурированию проекта
Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования
выдвижение гипотез их решения
обсуждение методов исследования
продумывание хода деятельности и распределение обязанностей
сбор, систематизация и анализ полученных данных
подведение итогов, оформление результатов
выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)
1
2
3
4
7
5
6
Этапывыполнения проекта
Проект «Выбери ПК»
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.
Проект «Модель процесса»
Планируемый результат: создание модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.
Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.
Проект «Моя фирма»
Планируемый результат: создание логотипа фирмы, рекламного буклета, визитной карточки фирмы, бэйджики.
Цель: детально изучить возможности программы Microsoft Office Word и расширить свои представления о профессиях .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.