В данной работе на примерах из личного опыта работы показано как организовать проектно - исследовательскую деятельность в урочной и внеурочной форме. Даны рекомендации как выбрать тему, цель работы, какие методы применять. Так же приведены результаты работы с учащимися начальной школы.Учебная презентация.
1
«ПРОЕКТНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ УУД
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Зуева Наталья Васильевна
г. Бородино, МБОУ СОШ № 3,
учитель начальных классов
Что необходимо современным
школьникам для успеха
• Способность творчески мыслить,
последовательно рассуждать и
представлять свои идеи
• Уметь работать в команде и
обладать навыками общения
• Определять приоритеты,
планировать конкретные
результаты и нести персональную
ответственность за них
• Эффективно использовать знания
реальной жизни
• Компьютерная грамотность
2
Отличие проекта от исследования
Проектный
метод
обучения
Исследовательский метод
обучения предполагает
организацию процесса
выработки новых знаний.
предполагает
процесс разработки
и создания проекта
(прототипа,
прообраза,
предполагаемого
или возможного
объекта или
состояния).
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование
– решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
3
Методические рекомендации как
организовать проектноисследовательскую
деятельность
Учу детей действовать самостоятельно, независимо.
Уклоняюсь от прямых инструкций.
Не сдерживаю инициативы детей.
Не делаю за них то, что они могут делать (или могут научиться
делать) самостоятельно.
Не спешу с вынесением оценочных суждений.
Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Учу анализу, синтезированию, классификации, обобщению
информации.
4
Учу отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.
Методические приёмы создания
проблемных ситуаций
•подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им
самим найти решение
•сталкиваю противоречия в практической деятельности
•излагаю различные точки зрения
•рассматриваем явление с различных позиций
•предлагаю сделать сравнения, обобщения, выводы
5
•ставлю конкретные вопросы
•ставлю проблемные задачи
Проектно исследовательская деятельность способствует
формированию:
Регулятивных
УУД:
дети учатся в
сотрудничестве с
учителем ставить
новые учебные
задачи;
проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий и вносить
необходимые
коррективы
Познавательных
УУД:
осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек и
сети Интернет;
строить логическое
рассуждение,
осуществлять
сравнение, синтез;
классифицировать;
осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме;
фиксировать
информацию с
помощью
инструментов ИКТ
Личностных
УУД
адекватная
самооценка;
формируется
мотивационная
основа учебной
деятельности;
вырабатывается
внутренняя
позиция
школьника на
уровне
положительного
отношения к
школе.
6
Коммуникативных
УУД:
строить понятные для
партнёра высказывания;
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
учитывать разные
мнения, устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
формулировать
собственное мнение и
позицию;
адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач,
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой
речи
Методы применяемые в
проектноисследовательской деятельности
•метод погружения
•методы сбора и обработки данных
• исследовательский и проблемный
• опытная работа
•обобщение результатов
методы
•поисковый эксперимент
•анализ справочных и литературных
• метод анкетирования
источников
7
Метод проектных задач.
Проектная задача – это набор заданий, стимулирующих
систему действий учащихся, направленных на получение
«продукта», и одновременно качественное самоизменение
учащихся.
А. Б. Воронцов
«Проектная задача – это задача, которая в квазиреальной,
квазимодельной ситуациях использует те общие способы,
средства действия, которые дети формулируют в рамках
учебных задач. То есть это перенос общих способов,
средств действия в квазиреальную модельную ситуацию,
где мы можем увидеть, как дети действуют в малых
группах в нестандартной ситуации».
И. В. Жакулина
8
Отличие проекта от проектной задачи
Проект нет определённых
заданий, материалов,
действий, проектировщики
сами определяют весь набор
необходимых средств.
Проектная задача –
проектировщикам
предлагаются все
необходимые средства и
материалы в виде набора
заданий.
9
Основная педагогическая цель проектных
задач в 13 классах:
• способствовать
формированию разных
способов учебного
сотрудничества.
• возможность наблюдать за
способами работы как
отдельных учащихся, так и
целой группы школьников.
Основная педагогическая цель
проектных задач в 45 классах:
• выявление у школьников способности к переносу известных
способов действий в новую для них модельную ситуацию.
10
Технологическая карта проекта «…….»
Экспертные листы
14
Индивидуальные
экспертные листы
Матрица индивидуального стиля учебной деятельности учащегося 4 В класса МБОУСОШ № 3
Технология ИСУД:
Технология учета и развития параметров
Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика
15
Галеева Наталья Ленидовна
Результаты участия в мониторинговом
дистанционном конкурсе
ЭМУ –Эрудит и Эму – специалист.
ЭМУ –
Специалист
2015
ЭМУ – Эрудит
2015 2016
ЭМУ –
Специалист
2016
I место
II место
III место
4
2
1
5
1
7
8
5
Участвуем в "Первом всероссийском метапредметном
конкурсе "Успевайка"".
16
Плюсами проектно исследовательской
деятельности и метода проектных задач
являются вырабатываемые умения:
•планировать свою работу;
•предвидеть результаты;
•использовать различные источники информации;
•самостоятельно отбирать и накапливать материал;
•анализировать, сопоставлять факты;
•аргументировать мнение;
•самостоятельно принимать решение;
•устанавливать социальные контакты (распределять
обязанности, взаимодействовать друг с другом);
•адекватно оценивать себя и друг друга
17