Глава 1. Основные компоненты проектной деятельности учащихся
5
Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися),
которая должна
завершиться вполне реальным практическим
результатом, оформленным тем или иным образом».
Основные компоненты проектной деятельности учащихся как
дидактического метода:
наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской,
информационной, практической (работа над проектом – это разрешение
данной проблемы);
реализация первого этапа работы над проектом как
планирования действий по разрешению проблемы, иными словами –
проектирования самого проекта;
обязательное
присутствие
деятельности
по
поиску
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена
участниками проектной группы;
наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы
над проектом;
представление (презентация) продукта и его социальной значимости на
последнем этапе работы над проектом.
Проект (от лат. projectus— брошенный вперед, выступающий,
выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций)
деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на
достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого,
уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и
срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Подготовка проектной документации называется проектированием. 6
1.1. Этапы работы над проектом и трудности проектирования
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Трудности при проектировании.
постановка ведущих и текущих целей и задач;
поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
осуществление и аргументация выбора;
самостоятельные действия;
сравнение полученного с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Проект на уроке изо
Предмет не так связан со своей научной основой и носит в
значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того
он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или
общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует
введения метода проекта как в классно урочную, так и во внеурочную
деятельность учащихся. 7
Глава 2. Методические аспекты использования метода проекта,
применяемого на уроках изобразительного искусства
2.1. Типология проектов
Типология проектов производится по доминирующему в проекте
принципу:
1.Исследовательские.
2. Информационные.
3. Творческие.
4. Игровые.
5. Практические.
По содержанию проект учащегося может быть монопредметным
(выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным
(интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными,
средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.
Проект может быть индивидуальным и групповым.
2.2. Классификация проектов
Краткосрочные проекты требуют выделения 1 2 уроков. Проектная
деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию
проекта: коллективной творческой работы. Коллективные проекты на
уроках изобразительного искусства:
«Народные праздничные обряды»;
«Журнал мод Василисы Прекрасной»;
«Музей народных промыслов» и др.
Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе
предметных декад эстетического цикла.
Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в
группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения 8
проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во
внеурочное время.
Итогом такого проекта является живописная или графическая
композиция или альбом по темам бытового, исторического и библейского
жанра.
2.3. План работы над проектом
1. Информационный этап.
Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им
сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта,
формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее
направление работы.
2. Плановый этап.
Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями
(“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи,
структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются
условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле
деятельности. Составляется план работы.
3. Поисковый этап.
Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора
информации.
4. Обобщающий этап.
Производится обработка полученной информации. Интерпретируются
факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора.
Уточняется и корректируется структура исследования.
5. Этап представления и защиты проекта.
Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют
приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют
перспективы дальнейшей работы. 9
6. Аналитический этап.
Анализируются результаты работы над проектами.
2.4. Пример проекта на уроке изобразительного искусства
Ученический творческий проект «Музыкальный театр», 7 класс.
Цель: Ответить на поставленные вопросы.
Доказать поставленную гипотезу.
Поставить спектакль «Репка» в разных жанрах.
Доказать актуальность нашего проекта.
Задачи:
Пробуждать интерес к музыкальнотеатральной деятельности и
помогать в ее реализации.
Ознакомить детей с театральной культурой.
Формировать умения передать мимикой, жестами основные эмоции.
Пробуждать желание выступать на публику.
Развивать пение, игровое и танцевальное творчество
Время работы над проектом: январь, февраль
Режим работы: месяц
Материальнотехническое и учебнометодическое оснащение: аудио
видеосистемы, мультимедийное устройство.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватели
ИЗО, истории.
ЗУН и общеучебные навыки:
владение письменной и устной речью;
владение определенными знаниями по музыки, ИЗО и истории.
умение работать с информационным текстом, дополнительной
литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной
инфиормации;
умение использовать множество дидактических приемов.
Предполагаемые «приращения»:
новое содержание и новый взгляд на тему;
новые методические (практические) приемы: работа с вещественными
историческими источниками.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания
истории, музыки и ИЗО, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными
10
навыками росписи.
Развитие навыков:
самостоятельной работы с историческими источниками;
самостоятельного принятия решения;
коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе
с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании
информации;
самоанализа и рефлексии.
Подготовка к проекту:
Предлагается создать музыкальный спектакль для учащихся 14
Предлагается представить на презентации работы,
классов.
выполненные учениками, с предварительной разработкой эскизов
декораций и костюмов и грим.
Планирование работы над проектом:
Учащиеся делятся на 5 групп:
Группа «Актёры» занимается актёрским мастерством.
Группа «Гримеры» работают над эскизами грима для актёров.
Группа «Декораторы» изготовление декораций.
Группа «Костюмеры» работают по изготовлению элементами
костюмов.
Группа «Звукорежиссёр» подбор музыки.
Группа «Режиссёр постановщик» подбор сценария к спектаклю.
Вопросы:
Какие театральные жанры существуют?
Для чего нужен художник в театре?
Какие профессии есть в театре?
Гипотеза:
В чем отличие Мюзикла от Оппереты?
Актуальность выбранной темы состоит в том, что это своего рода
приобщение современной молодежи к чемуто прекрасному. Ведь сейчас
редко можно встретить молодых людей на премьере мюзикла или оперетты. Театральноигровая деятельность имеет большое значение в воспитании
11
ребенка и его художественном вкусе.
Вывод:
Мы много нового узнали о театре.
Собственными силами поставили 3 спектакля.
Смогли заинтересовать детей нашим театральным кружком.
В ходе проекта мы получили новые знания, навыки оформительской
работы, опыт выступления на публику.
\
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства
одна из актуальных проблем школьного художественного образования.
Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более
увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый,
более высокий уровень обучения,
направленный на творческую 12
самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и
художественнотворческих способностей. Метод проектов повышает интерес
к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки
учащихся,
помогает учащимся ориентироваться в информационном
пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого
ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской
деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое
мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что
метод проекта применим на уроках изобразительного искусства
общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей.
Особенностью системы выполнения творческого проекта является
возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и
учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий
способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном
обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
1996.
2.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург,
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3.
Васильев В. Проектноисследовательская технология: развитие
13
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной
мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177180.
4.
технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.3447.
5.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М.:Народноеобразование,1998.256с.
6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.:
АРКТИ, 2003.
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Презентация" Проектный метод на уроках изо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.