Цель урока " Происхождение человека и становление общества " - объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции. На первом уроке темы обучающиеся рассматривают 1 - 2 пункты плана:
1. Наука о происхождении человека.
2. Становление общества.
В ходе урока обучающиеся знакомятся с различными версиями происхождения человека, рассматривают процесс социагенеза.Презентация " Происхождение человека и становление общества" 10 класс, обществознание профильный уровень
Тема: Общество и человек.
Урок 17-19. Происхождение
человека и становление
общества.
Урок обществознания 10 класс
(профильный уровень)
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г. Вилючинск
?
Цель урока:
объяснить особенности человечества как
результата
социальной
биологической
эволюцииЗадачи урока:
и
общества,
объяснить основные понятия и термины темы
ознакомить с теориями происхождения человека и
становления
этапами
антропосоциогенеза
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный
поиск, систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке собственной гражданской
позиции
основными
Основные понятия и термины:
человечество
антропогенез
социальная память
гоминиды
социогенез
антропосоциогенез
тотем
исторический тип
культура
Кто же есть
человек?
В чем его
особенности?
Диоген, ищущий человека.
Худ. Я.Йорданс.
Человек – это двуногое без
перьев.
Это - человек?
Платон
(428/427348/347)
План урока:
1. Наука о происхождении человека.
2. Становление общества.
3. Человечество как результат биологической
и социокультурной революции.
4. Становление культуры неотъемлемая
часть становления человека и человечества.
1.Наука о
происхождении
человека.
Гипотезы возникновения
жизни на Земле
Витализм:
Механицизм:
• невоспроизводимость жизни
и всего живого
• самозарождению жизни
способствует «жизненная
сила», присутствующая везде
• физикохимические основы
жизни идентичны и тождественны
базисным основам неживой
(косной) материи
Теория биогенеза:
• все живое происходит
только от живого
Теория абиогенеза:
• возможность происхождения
живого из неживого (мертвого)
Направления исследования
процесса становления человека
•Исследование би
ологических пред
посылок и генети
ческих механиз
мов трансформа
ции предков чело
века и формиро
вания отличитель
ных свойств чело
века
• уточнение вет
вления различных
линий от общего
предка
• выделение ста
дий возникно
вения человека
современного
• уточнение общей
теории антропоге
неза
• изучение социо
генеза и антро
посоциогенеза
Антропогенез процесс
выделения человека из мира
животных
Социогенез
становления общества.
процесс
Антропосоциогенез двуединый
процесс развития
человека и
общества.
Некоторые из воззрений на природу
человека:
Гомо сапиенс человек разумный.
Звери, мы с вами одной стаи.
Человек общественное животное.
Человек образ и подобие Бога.
?
Какие вы помните мифы,
объясняющие происхождение
человека?
Версии происхождения человека:
Теологическая:
божественное
происхождение
(сотворение Богом)
Современный
вариант:
человек произошел
из обезьяны по
воле Бога
Версии происхождения человека:
Эволюционная:
человек –продукт
естественного
отбора в процессе
эволюции
Версии происхождения человека:
Космическая:
иноземное проис
хождение (теория
палеовизита)
Основные положения
теории антропогенеза:
Человек возник на
Земле в ходе длительного
и неравномерного
эво
люционного процесса —
антропогенеза,
многие
этапы которого до конца
не ясны.
Задание: прочитайте текст
учебника п.1.§ 7 включая 1
абз.с.72, заполните таблицу
«Этапы антропогенеза».
Этапы антропогенеза
Период
Вид
человека
Его отличительные
особенности
Этапы антропогенеза
Период Вид человека
Его отличительные
1420 млн.
лет назад
Рамапитек
Австралопитек
58
млн.лет
назад
особенности
место обитания – саванна
систематическое использова
ние орудий
использование частично обра
ботанных или найденных в
природе орудий
Австралопитек
Период Вид человека
Его отличительные
ок. 2млн.
лет назад
Homo habilis
человек умелый
особенности
изготовление орудий труда
Череп «человека умелого».
Чоппер – орудие
труда «человека
умелого».
11.3 млн.
лет назад
Homo erectus
человек
прямоходящий
объем мозга 8001200 см/куб.
изготовление орудий труда и
охоты
овладение огнем
начало кулинарной обработки
пищи
вероятно зарождение речи
Синантроп.
Реконструкция
М.Герасимова.
150200
тыс. лет
назад
4050 тыс.
лет назад
Homo sapiens
человек
разумный
Кроманьонец
приближение к современному
человеку
по физическому
облику, уровню интеллекта
способность организовывать
коллективные формы
труда,
строить жилище, изготавливать
одежду
высокоразвитая речь
зарождение эстетических и
этических представлений
Неандерталец.
Реконструкция
М.Герасимова.
Кроманьонец (4010
тыс. лет назад)
возможный предок
европеоидной расы.
Задание: продолжить
анализ текста учебника с.72
факторы,
73,
повлиявшие,
мнению
ученых, на антропогенез.
выписать
по
Факторы, оказавшие влияние на антропогенез:
радиации
усиление солнечной активности и проникновения
ионизирующей
космического
происхождения
тектонические, вулканические, сейсмические,
радиационные катаклизмы
изменение структуры медиальной стороны
больших полушарий
в
результате травмы) – дифференциация функций
полушарий
стресс, вызванный комплексом внешних и
внутренних факторов
трудовая деятельность
головного мозга
(
Теория космической природы жизни.
Теория
противостоит
общепринятой
концепции,
утверждавшей возможность спонтанного возникновения
жизни из неживой материи ( теория абиогенеза). Только
под влиянием экспериментов Л. Пастера теория
самостоятельного зарождения жизни была подвергнута
сомнению.
Наиболее вероятной гипотезой происхождения
жизни является идея, согласно которой жизнь на
нашей планете никогда не зарождалась, а была
занесена из космоса. Когда космические споры и
бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно
наличие воды, оказались настолько благоприятными,
что они дали начало биологической эволюции. Это
произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет
тому назад.
?
Что же было раньше человек или
общество?», такой вопрос задают себе
ученые. Как вы думаете, какое основное
противоречие человека заложено в этом
вопросе?
Как назывался первый коллектив людей?
Дайте ему характеристику.
Какие факторы повлияли на дальнейшее
формирование и усложнение общества?
Человек
Существо
биологическое
Существо
социальное
Первые коллективы человеческое стадо:
•непостоянный коллектив
•сходны с поведением высших социальных животных
•вместе охотятся
•воспитывают потомство
Постепенное
усложнение
человеческого общества.
Факторы усложнения:
•усложнение трудовой дея
тельности
•влияние обычаев
•система табу запреты на
совершение определенных дей
ствий, которая обуздывает ес
тественные инстинкты индиви
дуумов,
их
интересам коллектива
•влияние тотемов
подчиняет
Переход от присваивающего к произво
дящему хозяйству
Переход к оседлому образу жизни.
Увеличение численности людей на Земле, необ
ходимость управления жизнью человеческого
общества.
Создаются ценности, которые не под силу создать
одному человеку язык, искусство, мораль, наука,
религия и др.
Все это передавалось из поколения в поколение.
Домашнее задание:
§ 7, п 1,2