На заключительном уроке " Происхождение человека и становление общества" обучающиеся рассматривают вопрос становления культуры как неотъемлемой части становления человека и человечества. Урок начинается с обсуждения высказывания Эриха Фромма: " Человек - самое эксцентричное создание на Земле ". Затем дается характеристика уникальности человека как био -, социокультурного существа.Презентация "Происхождение человека и становление общества" часть 3 . 10 класс обществознание профильный уровень
Тема: Общество и человек.
Урок 17-19. Происхождение
человека и становление
общества
Часть III
Урок обществознания 10 класс
(профильный уровень)
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г. Вилючинск
?
Цель урока:
объяснить особенности человечества как
результата
социальной
биологической
эволюцииЗадачи урока:
и
общества,
объяснить основные понятия и термины темы
ознакомить с теориями происхождения человека и
становления
этапами
антропосоциогенеза
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный
поиск, систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке собственной гражданской
позиции
основными
Основные понятия и термины:
человечество
антропогенез
социальная память
гоминиды
социогенез
антропосоциогенез
тотем
исторический тип
культура
План урока:
1. Наука о происхождении человека.
2. Становление общества.
3. Человечество как результат биологической
и социокультурной революции.
4. Становление культуры неотъемлемая
часть становления человека и человечества.
4. Становление культуры -
человечества.
неотъемлемая часть
становления человека и
«Человек самое эксцентричное
создание на Земле».
Эрих Фромм.
?
В чем заключается смысл сказанного?
?
В чем, на ваш взгляд, выражается
уникальность человека?
Человек животное
Существует не в природе, а
в обществе
Обладает инстинктами
Руководствуется в первую
очередь разумом
Рожден в природе
Пытается подчинить её
себе
Обладает естественными
потребностями
Ориентируется прежде все
го на культурные стандарты
Есть разум
Есть бессознательное
Имеет все, чтобы выжить в
дикой природе
Без длительного обучения и
воспитания не сможет к ней
приспособиться
Человек одновременно «настроен» на
несколько программ
Биологическая программа противоречит
социальной, сознательное бессознательному,
инстинкты – культуре.
в
Человек
единственное на земле
способное
существо,
жить
ситуации
абсурда.
Он, например, может
быть захвачен страстью,
которую умом отвергает,
а его волевое решение
иногда всего лишь голос
влечения или инстинкта.
Однако как можно говорить об уникальности
человека, если он произошел от обезьяны? У нас
почти все гены такие же, как у наших животных
предков. Но именно человек создал культурные
традиции, моральные нормы.
24% совокупности
генов человека
отличается от
обезьяньей
Человек единственное в природе существо,
преодолевшее свою генетическую программу
инстинктов.
В отличие от
генетической памяти, память
социальная наследует не биологические признаки, а
совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм
деятельности общественного человека.
Русский философ Н. А. Бердяев
писал: «Человек есть принципиальная
новизна в природе».
Немецкий просветитель
Иоганн Гердер назвал че
ловека «вольноотпущен
ником природы», а Артур
Шопенгауэр ее «дезер
тиром»...
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался
вынужденным заново приобщаться к окружающему
миру. Люди
новую форму
коллективной, совместной жизни социальную. Так и
родился феномен, которого нет в природе.
общество,
создали
Культурные ценности вот что отличает человека в
окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла
искать человека в докультурной эпохе.
отношению
не существует и куль
туры, не связанной с чело
веком, не рожденной им или
же сохраняющей автоном
ность
к
человеку.
культура это общест
венное достояние, которое
получают люди и передают
дальше.
социальная жизнь всегда
культурна по
характеру.
Культура
свидетельство
и
усилий
человеческих
результат целенаправленного
труда.
по
своему
Река это природа
Гранд канал культура
Кусок кварца природа, наконечник
стрелы культура.
Запах природа,
аромат и парфюмы
культура.
Вой природен,
слово
достояние
культуры.
Камень отвалился от скалы и лежит в долине. Это
природный объект.
Первобытный человек поднял с земли этот
предмет и привязал к палке. Так родилось орудие.
Здесь уже происходит рождение культуры.
Природные блага достаются людям непреднамеренно
и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не
испытывает чувства благодарности к природе, потому
что этот дар естественен. Однако дарами культуры
никто не может овладеть без приложения
собственных усилий.
Культура это специфика исключительно челове
ческой деятельности, то, что характеризует человека
как вид.
Культура есть «вторая природа», она всегда
социальна.
Выражая формы человеческой деятельности,
культура в то же время арсенал обретенных знаний,
образов самопознания и символических обозначений
окружающего мира.
Что же произошло с человеком, когда он создал
культуру? Он отделился от природы или, наоборот,
шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
?
Что же произошло с человеком, когда
он создал культуру? Он отделился от
природы или, наоборот, шагнул ей
навстречу, привнося упорядоченность?
Послушайте притчу, определите её
смысл.