В настоящее время становится ясно, что спасти и сохранить окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Одним из важнейших принципов представленного проекта считаем принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития школьника на протяжении всего его обучения. Дети с особенностями в развитии не владеют осознанием бережного отношения к окружающей природе, проблеме исчезающих птиц. Участие в проектной деятельности помогает детям принять необходимость бережного отношения к окружающему миру.
Департамент образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Международная научнопрактическая Конференция «Новые идеи Новому веку»
Экологический проект
«Протянем птицам добрые руки!»
База реализации проекта: обучающиеся (1218 лет) отделения слабослышащих
детей (16 человек), родители (30 человек)
Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.09 1017 по 01.06. 2018 г.)
Секция: Педагогический опыт реализации проектноисследовательской работы
Направленность проекта: социальнопрактическая
Авторы:
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии
76olgusha76@mail.ru
Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов
rimoiseeva@list.ru
Томск2017/2018 гг.
«… Кто кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? …
Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
Э.Н. Голованова
2
Содержание
1.Актуальность…………………4
2.Объект………………………....5
3.Предмет………………………..6
4.Цель……………………………7
5.Задачи………………………….8
6.Новизна………………………..9
7.Методология…………………10
8.Принципы……………………11
9.Ресурсы………………………12
10.Схема…………………………13
11.Этапы……………………..1417
12.Критерии оценки…………….18
13.Конечный продукт…………...19
14.Трансляция…………………...21
15.Литература…………………...22
3
Актуальность проекта определена
Потребностью экологического воспитания с позиций
расширения и углубления знаний обучающихся
Необходимостью систематизации умений и навыков детей
Отсутствием осознания у детей с особенностями в
к
необходимости
развитии
окружающем миру
бережного
отношения
4
Объект проекта описывается
Процессом формирования у обучающихся с нарушениями
слуха бережного отношения к окружающей природе,
проблеме исчезающих птиц
5
Предметом проекта является
Сотрудничество, взаимодействие и оказание методической
и консультационной помощи со стороны ОГКОУ ДОД
«Областной центр дополнительного образования детей»
6
Цель проекта
Создание условий для формирования экологической
культуры личности обучающихся с особенностями в развитии
7
Задачи проекта
Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц
(питание, рост, развитие, размножение)
Обогащать практикодеятельностный опыт по
взаимодействию с окружающим миром природы
Повышать уровень сознания, этического и гуманного
Строить речевые сообщения, активизировать слуховое
отношения к природе
восприятие
8
Новизна проекта базируется
На системном ознакомлении с птицами
На выявлении причинноследственных связей – при
исчезновении птиц – природа погибнет
На уточнении аспектов сохранения мира птиц
9
Методология проекта
Метод исследования и планирования
Метод диагностического анкетирования
Опытноэкспериментальная работа
Методы математической статистики
10
Основные принципы проекта
Принцип доступности и непрерывности
Принцип модульности и магистральности
Принцип оперативности и объективности
11
Основные ресурсы проекта
Научнометодические
Кадровые
Нормативноправовые
Информационные
Материальнотехнические
Финансовые
12
Схема проекта
1 блок «Работа с родителями»
2 блок «Работа с детьми»
3 блок «Работа с педагогами»
4 блок «Трансляция проекта через Интернет, СМИ»
13
Перечень этапов проекта
1 этап – организационноподготовительный
2 этап – практикоориентированный
3 этап – итоговоаналитический
14
1 этап организационный
Подготовка материалов, работа в библиотеке и Интернет
ресурсами
Просмотр документальных фильмов в школе и дома
Постановка и решение проблемных вопросов: «Как птицы
приспособились жить в мире людей?», «Могут ли птицы
сделать человека лучше?», «Какую пользу приносит
птицы?».
Беседы: «Если в вашем доме появилась птица?»; «Детские
писатели о птице в жизни человека».
Посещение парка «Игуменский».
Оформление информационно стенда «Экологический
калейдоскоп»: «Всё о птицах»
15
2 этап практический
Классные часы: «Птицы вокруг нас», «Зимующие птицы: сорока,
синица», «Зимующие птицы: ворона, воробей».
Круглые столы: «Птицы наши друзья», «Голоса птиц в природе»,
«Весенние птицы: грач, ласточка, скворец».
Познавательные беседы: «Весенняя музыкальная гостиная», «По
страницам Красной книги»
Участие в акции «Протяни руку помощи».
Творческая деятельность: лепка «Сказочная птица», изобразительная
деятельность «Птица – украшение природы», оригами «Птичка
невеличка», предметнопрактическая деятельность – изготовление
кормушек, чтение стихов, пословиц, поговорок, примет о птицах
16
3 этап итоговый
Оценка эффективности реализации проекта
Обобщение результатов работы по проектной деятельности
и их анализ
Закрепление речевого материала посредством организации
и проведения бесед, классных часов, круглых столов при
активном участии педагогов, родителей, обучающихся –
всех участников проекта (читальный зал школьной
библиотеки).
Защита презентационного материала
17
Критерии оценки проекта
Критерии оценки
1. Достигнутый результат-30 баллов
2. Оформление проекта-30 баллов
Защита проекта
20-баллов.
Само
оценка
30
28
10
Оценка
педагога
30
30
9
Оценка
методиста
30
30
10
Оценка
родителей
30
28
9
Процесс
проектирования
20 баллов
на
Представление-10
баллов
Ответы
вопросы-10
баллов
Интеллектуальна
я
активность-5
бал.
Творчество-5 бал.
Практическая
деятельность-5
бал.
Умение работать
в команде-5 бал.
ИТОГО
7
3
3
5
4
8
4
4
5
4
9
5
5
5
5
8
4
3
5
5
92, балла
Среднеарифметическая величина
90-100 баллов – «5»; от 50-89 баллов – «4»;
Менее 50 баллов – «3»;
90 бал.
375 баллов, что составляет 93,75 %
94 балла 99 баллов
Оценка – 5 (отлично)
18
Конечный продукт проекта
Обучающиеся знают причины и следствия исчезновения
птиц, влияние данного феномена на окружающую природу
Обучающиеся
умеют
выполнять
по
соблюдению правил поведения в лесу, парке, других
природных зонах
требования
Обучающиеся закрепили опыт практикоориентированной
деятельности, повысили уровень экологической культуры
19
«Птица, сидящая на дереве, никогда не
боится, что ветка сломается.
Она доверяет не ветке,
а своим собственным крыльям»
Всегда верь в себя!
20
Трансляция проекта через Интернет, СМИ
21
Литература
Интернетисточники
• http://ru.wikipedia.org/
• http://ogbu.green.tsu.ru/wpcontent/uploads/2016/04/
• http://ogbu.green.tsu.ru/wpcontent/uploads/2016/04/
• http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/index.php/
• https://35photo.pro/photo_1139631/
• https://www.youtube.com/watch?v=7XcLVVHDkkQ
• https://www.youtube.com/watch?v=5swMcXxDEfM
• https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2017/11/23/
viktorinanashipernatyedruzya
22