Презентация "Прямая речь и диалог"содержит как теоретический, так и практический материал по данной теме (пунктуационное оформление прямой речи и диалога, слова, вводящие прямую речь, использование этикетных слов , элементы анализа художественного текста, задания для самостоятельной работы как репродуктивного, так и творческого характера
Не оставь меня, кум
милый!
Дай ты мне собраться с
силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Прямая речь- это чьи- либо слова,
переданные точно, без изменения
Слова автора указывают на того, кому
принадлежит прямая речь
Кумушка, мне странно
это:
Да работала ль ты в
лето?
Первое слово прямой речи пишется с большой буквы
Прямая речь заключается в кавычки
говорит
ей
муравей
Обрати внимание на расположение
слов автора (А) и прямой речи (П)
Говорит ей Муравей : «Кумушка, мне
странно это, да работала ль ты лето?»
«Кумушка, мне странно это, да работала
ль ты лето?» говорит ей Муравей
А : «П».
А : «П?!»
«П», а.
«П?!»а.
Если прямая речь состоит из нескольких предложений,
кавычки ставятся один раз.
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
До того ль, голубчик, было?
Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое всё
пела.
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Диалог – разговор двух или нескольких лиц
Кавычки при диалоге не ставятся
Новая реплика пишется с красной
строки
Перед каждой репликой ставится
тире
Все остальные знаки ставятся, как
в предложениях с прямой речью
могут нести дополнительную
информацию об авторе
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим…
Ей с поклоном старик отвечает…
Старика старуха забранила…
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает…
помни о речевом этикете.
Вежливые слова помогают устанавливать и
поддерживать контакты между людьми
Речевой этикет важная часть культуры
народа и каждого человека
Как твои иголки?
Ёж спросил у ёлки.
Все целы. А как твой нос?
Целый! ёжик произнес.
Извини! промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
Извини и ты, сосед,
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на елку наскочил
Ночью на опушке.
Ёж и елка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
(В.Орлов)
Определите основную мысль стихотворения. Чему
оно учит?
Перепишите предложения. Определите, где прямая
речь, а где слова автора. Надо ли заменять маленькие
буквы большими? Расставьте знаки препинания.
1.Здравствуй сестрица что ты кушаешь?
Спрашивает волк.2.Рыбу отвечает лиса. 3.Дай мне
лисичка хоть одну просит серый. 4.А рыженькая
учит ты братец ступай на реку и опусти хвост в
прорубь. 5. Волк пошел на реку и опустил хвост в
прорубь. Сидит и приговаривает ловись рыбка и
большая, и маленькая
1. «Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?»
спрашивает волк.2. «Рыбу,» отвечает лиса. 3.
«Дай мне, лисичка, хоть одну,» просит серый. 4.А
рыженькая учит : «Ты, братец, ступай на реку и
опусти хвост в прорубь». 5. Волк пошел на реку и
опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает :
« Ловись, рыбка, и большая, и маленькая».
Запиши этот текст в
форме диалога лисы и
волка
Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?
спрашивает волк.
Рыбу, отвечает лиса.
Дай мне, лисичка, хоть одну, просит серый.
А рыженькая учит :
Ты, братец, ступай на реку и опусти хвост в
прорубь.
Волк пошел на реку и опустил хвост в прорубь.
Сидит и приговаривает :
Ловись, рыбка, и большая, и маленькая.