Учитель математики
Крымкина Н.В.
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
( слайд 2) “Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
1. Причины изучения одаренности.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает
социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного
образования.
( слайд 3)
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности
активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно
участвовать в их решении.
( слайд 4)
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения
предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому
ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в
эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические
задачи.
( слайд 5)
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками.
Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к
творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно
находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют
самостоятельность, активны.
2. Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
( слайд 6)
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности.
( слайд 7)
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной
чувствительностью и физическими характеристиками.
Физические характеристики:
одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше
обычного.
их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных
способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии
таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус
с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
( слайд 8) 3. Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях
деятельности.
Музыкальное дарование.
С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное
любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двумтрём годам такие дети различают
все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем
говорить. В трипять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по
“извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В
дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать чтото своё. Появление первых
произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.
Художественная одарённость.
Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в
раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг
видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.
Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску.
Талант без творческого поиска немыслим.
Математическая и шахматная одарённость.
Появляется рано. В тричетыре года некоторые дети увлечённо играют с числами:
отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные
новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро.
В четырепять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и
вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пятьшесть лет начинают проявлять большой
интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.
Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных
шахматных комбинаций. Научившись в четырепять лет играть в шахматы, они потом большую
часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная
игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения
быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие
его одарённости в этой области.
Литературное дарование.
Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях
признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок
настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых
слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более
оригинальны и выразительны.
Социальная одарённость.
Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание
уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется
обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой
подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть
дело.
( слайд 9)
3. Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти
дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную,
ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний,
умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их
одарённости должно начинаться уже в начальной школе. ( слайд 10)
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном
подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной
деятельности.
( слайд 11)
4. Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
проблемноразвивающее обучение,
проектноисследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
информационнокоммуникативные технологии для удовлетворения познавательной
мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
творческие и нестандартные задания.
Проблемноразвивающее обучение
Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию
проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при
которой, школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для
изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом,
сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную
деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектноисследовательская деятельность
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как
«обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный
познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор
необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы,
анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый
учебный жизненный опыт
( слайд 12)
5. Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
факультативы,
предметные недели,
олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая
в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный
подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с
научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные
потребности и возможности одарённых детей. Но не всегда это возможно т.к.часто темы
фак.занятий подготовка к ЕГЭ или ГИА.
Предметные недели.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие
творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели у
детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Олимпиады и конкурсы по предметам. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В
школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным
образовательным областям.
( слайд 13)
6. Система работы.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей:
любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к
размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности можно
провести, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное
для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к
предмету.
На всех этапах урока стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я
предлагаю более сложные задания: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
Провожу интегрированные уроки: математика и информатика.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не
увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения
квалификации, методические объединения школы и района, областные научнопрактические
конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по
математике. Ежегодно в нашей школе проводится неделя математики, физики и информатики, на
которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Что? Где?
Когда?»,«Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и
развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего
образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. В 2012
г. Грачев В. участвовал во II Всероссийской дистанционной ЕГЭолимпиаде и занял 13 место по
России. Третий год подряд учащиеся участвуют во Всероссийской игре по математике «Слон» и
занимают призовые места по региону: Фурашов И., Кузнеделев С., Долгушева Е. 1 место,
Массальский Е. 2 место, Видюшкина А., Кошев А. 3 место, В этом году Массальский Е. занял 3
место по региону. В 2013 году Массальский Е., Смирнова А., Кириллова Е. участвовали в
интеллектуальном многоборье Евразия по математике. В феврале прошла районная научно
практическая конференция «Старт в науку». В ней участвовала Смирнова А. с проектом
«Математика Майя», учащиеся Кузнеделев С., Борисов Д. заняли второе место с проектом
«Лист Мебиуса». А в ноябре эта работа стала победителем на Всероссийском конкурс
рефератных работ «Новые горизонты». В марте 2013 г. ребята приняли участие в Кикинском
форуме «Одаренные дети». Сибирева А., Куманина А., Ерина С. в номинации «Журналистика»
представили проект «Прессцентр» под руководством Сосниной Т.П. и Крымкиной Н.В. В этом
году мы также планируем участвовать и уже ни в одной номинации и а в нескольких. Кроме этого
в планах участие в конкурсе «Кругом родные все места», посвященному 200 летию Лермонтова,
в региональном экологическом проекте юных исследователей окружающей среды «Юность.
Экология. Будущее.» В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки
взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаю у
них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное
мышление.
( слайд 14)
Главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску
адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые
смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Презентация "Работа с одаренными детьми"
Презентация "Работа с одаренными детьми"
Презентация "Работа с одаренными детьми"
Презентация "Работа с одаренными детьми"
Презентация "Работа с одаренными детьми"
Презентация "Работа с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.