« Писать безграмотно- значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо…» Л.В.Щерба
Мы так привыкли к словам- читаем, пишем, разговариваем, поём , шутим. Слово необходимо всем нам как воздух. Культура речи- это одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека. Образованный человек- это прежде всего грамотный человек. Основы грамотности закладываются именно в начальной школе. В центр обучения правописанию в начальной школе поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.
Такой метод логичен, однако требует очень точного знания и самих правил и грамматических условий их применения.
Однако методика обучения правописанию младших школьников должна опираться не только на правило, но и на всю систему языковых умений и орфографических навыков.
Орфографическая зоркость-
важнейшее базовое орфографическое умение.
Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно хорошо справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить это нетрудно. Чтобы вставить букву, надо решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно писать, нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти -орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым умением
Актуальная проблема начальной школы- профилактика
орфографической зоркости учащихся.
Перед учителем встают вопросы:
Как помочь ребёнку писать грамотно?
Как развивать орфографическую зоркость на уроках?
Как добиться грамотного письма младших школьников?
Причины орфографической безграмотности учащихся
Психофизические проблемы, обусловленные нарушениями высших психических функций.
Отсутствие положительной мотивации.
Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза.
Бедность и неточность словарного запаса.
Слабая коммуникативная активность у детей.
1. Направлены на формирование грамотного письма.
2. Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают мышление, внимание, память, речь.
3. Являются игровым занимательным материалом, повышающим мотивационную активность детей.
4. Формируют навыки орфографической зоркости учеников.
Приёмы по развитию орфографической зоркости
Условия формирования орфографической зоркости
младших школьников.
1. Нахождение слабой и сильной позиции звуков в слове ( звуко-буквенный анализ).
2.Письмо с проговариванием вслух.
3.Списывание с текста.
4. Комментированное письмо.
5.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
6.Письмо под диктовку учителя.
7.Письмо по памяти.
8.Грамматические зарядки.
9. Творческие работы учащихся ( сочинения, изложения).
Этапы работы по развитию орфографической зоркости.
1.Подготовительный этап ( вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями).
2.Ориентировочный этап ( узнавание орфограмм в словах с использованием знаний и умений по их правильному написанию).
3. Закрепительный этап ( сознательное, правильное написание слов с учётом умения видеть орфограммы).
4. Этап контроля и самоконтроля ( задания творческого характера, когда написание изученных орфограмм является не целью, а средством решения речевых задач).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.