МОУ СОШ №15 г.ТвериТема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Выполнила:
учитель начальных классов
Сидельникова Н. В.
« Писать безграмотно- значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо…» Л.В.Щерба
Мы так привыкли к словам- читаем, пишем, разговариваем, поём , шутим. Слово необходимо всем нам как воздух. Культура речи- это одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека. Образованный человек- это прежде всего грамотный человек. Основы грамотности закладываются именно в начальной школе. В центр обучения правописанию в начальной школе поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.
Такой метод логичен, однако требует очень точного знания и самих правил и грамматических условий их применения.
Однако методика обучения правописанию младших школьников должна опираться не только на правило, но и на всю систему языковых умений и орфографических навыков.
Орфографическая зоркость-
важнейшее базовое орфографическое умение.
Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно хорошо справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить это нетрудно. Чтобы вставить букву, надо решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно писать, нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти -орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым умением
Актуальная проблема начальной школы- профилактика
орфографической зоркости учащихся.
Перед учителем встают вопросы:
Как помочь ребёнку писать грамотно?
Как развивать орфографическую зоркость на уроках?
Как добиться грамотного письма младших школьников?
Причины орфографической безграмотности учащихся
Психофизические проблемы, обусловленные нарушениями высших психических функций.
Отсутствие положительной мотивации.
Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза.
Бедность и неточность словарного запаса.
Слабая коммуникативная активность у детей.
Приёмы по развитию орфографической зоркости
Условия формирования орфографической зоркости
младших школьников.
1. Нахождение слабой и сильной позиции звуков в слове ( звуко-буквенный анализ).
2.Письмо с проговариванием вслух.
3.Списывание с текста.
4. Комментированное письмо.
5.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
6.Письмо под диктовку учителя.
7.Письмо по памяти.
8.Грамматические зарядки.
9. Творческие работы учащихся ( сочинения, изложения).
Этапы работы по развитию орфографической зоркости.
1.Подготовительный этап ( вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями).
2.Ориентировочный этап ( узнавание орфограмм в словах с использованием знаний и умений по их правильному написанию).
3. Закрепительный этап ( сознательное, правильное написание слов с учётом умения видеть орфограммы).
4. Этап контроля и самоконтроля ( задания творческого характера, когда написание изученных орфограмм является не целью, а средством решения речевых задач).
«Каждому - своё место- сильное или слабое»
Определи позицию гласного или
согласного звука в слове:Сосна- сосны, горы- гора, подвиг-подвиги, счастливый- счастье, сказка-сказочный.
« Чудесные превращения»
Замени одну букву в слове так, чтобы
получилось новое слово:
дверь (зверь)
уточка (удочка)
Сеня (Соня)
Тоня ( Толя)
« Наборщик»
Из букв данного слова составь
новые слова:
Здоровье ( взор, вздор, воз, зов, вор, ор, здоров)
Наборщик ( бор, щи, борщ, роща, рок, набор, роба, кора, бар)
« Найди слово в слове»
Хотелось (тело, хотел, ось, лось)
Бросилась ( сила, рос, бросил,
ил, оси)
Пообедал ( обед, беда, еда, дал)
« Слоговое лото»
Составь слова из слогов:
ре, та, ра , но, ка, са, ко, ке
(рано, нора, коса, ракета, кора, река)
«Где живут 2 буквы?»
Упражнение на развитие орфографической памяти
В каком дне недели 2 б? (суббота)
В какой игре 2 к? (хоккей)
В какой болезни 2 п? (грипп)
В каком языке 2 с? ( русский)
В каком сосуде 2н? (ванна)
« Какие буквы пропали?»
Поменяй местами строки и сложи стихи:
Ветви смотрят в кла___
В школе тихо и св_тло.
В этот ра__ ий ч_с
Сквозь _ ко__ое ст_кло
« Выдели в слове опорное написание»
Балет, блокнот, болтать, верстак,
дворец, зевать, земляника, коньки,
столица, часовой, столяр, родник,
паркет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.