Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Реализация
здоровьесберегающих
технологий в
образовательно –
воспитательном процессе
Преподавательорганизатор ОБЖ
Дегтярёв А.И.
• Существует более 300
определений понятия
«здоровье». Согласно
определению Всемирной
организации здравоохранения,
здоровье - это состояние
полного физического,
психического и социального
благополучия, а не только
отсутствие болезней или
физических дефектов.
Здоровый образ жизни
• Здоровье человека, в первую очередь,
зависит от стиля жизни. Этот стиль
персонифицирован. Он определяется
социально-экономическими факторами,
историческими, национальными и
религиозными традициями, убеждениями,
личностными наклонностями.
• Здоровый образ жизни объединяет все, что
способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных,
семейных и бытовых функций в
оптимальных для здоровья условиях и
определяет направленность усилий
личности в сохранении и укреплении
индивидуального и общественного
здоровья.
Здоровьесберегающая
образовательная технология
• - система, создающая
максимально возможные условия
для сохранения, укрепления и
развития духовного,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и
физического здоровья всех
субъектов образования:
обучающихся, их родителей,
педагогов и других участников
образовательного процесса.
Основные компоненты здоровьесберегающих
технологий
Аксиологический – педагогический процесс направляется на
формирование ценностно – ориентированных установок на
здоровье
Гносеологический – приобретение необходимых для
здоровьесбережения знаний и умений, познания себя
Здоровьесберегающий – формирование системы гигиенических
ценностей и установок, необходимых для нормального
функционирования организма (режим дня, режим питания,
чередование труда и отдыха, предупреждение вредных
привычек, психогигиена и психопрофилактика)
Эмоционально – волевой – проявление психологических
механизмов, положительные эмоции, которые обеспечивают
функционирование личности в обществе
Экологический – рассмотрение природной среды как
предпосылки здоровья личности
Физкультурно – оздоровительный – владение способами
деятельности, направленными на повышение двигательной
активности, предупреждение гиподинамии
здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных
закономерностей становления личности. В основе формирования личности
лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль ные
физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие
на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе,
установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования
личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта
ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному
здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на
основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на
правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя ми
ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и
факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду
альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет
соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
Функции
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
•
Типы технологий
•
* Здоровьесберегающие (профилактические прививки,
обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация
здорового питания).
* Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия,
аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия,
арттерапия).
* Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла).
* Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по
развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные
мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
иерархическом порядке по критерию субъектной включенности
учащегося в образовательный процесс:
Выделенные технологии могут быть представлены в
* Внесубъектные: технологии рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация
здорового питания (включая диетическое) и т.п.
* Предполагающие пассивную позицию учащегося:
фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
* Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
Классификация здоровьесберегающнх
технологий
1.По характеру деятельности здоровьесберегающие
технологии могут быть как частные
(узкоспециализированные), так и комплексные
(интегрированные).
2.По направлению деятельности среди частных
здоровьесберегающих технологий выделяют:
• медицинские (технологии профилактики
заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического
здоровья;
• санитарно-гигиенической деятельности);
• образовательные, содействующие здоровью
•
• профилактики и коррекции девиантного
• психологические (технологии профилактики и
(информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии организации здорового и
безопасного образа жизни;
поведения);
психокоррекции психических отклонений
личностного и интеллектуального развития).
• К комплексным
здоровьесберегающим
технологиям относят:
технологии комплексной
профилактики заболеваний,
коррекции и реабилитации
здоровья (физкультурно-
оздоровительные и
валеологические);
педагогические технологии,
содействующие здоровью;
технологии, формирующие здоровый
образ жизни.
Анализ
проведения урока с позиции здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе
• 2. Число видов деятельности (норма 4-7 видов за урок)
• 3. Средняя продолжительность и частота чередования
различных видов деятельности (ориентировочная норма
7-10 минут)
• 4. чередование видов преподавания (норма – не позже,
чем через 10 – 15 минут)
• 5. Наличие и выбор места на уроке методов,
способствующих активизации деятельности обучающихся
• 6. Место и длительность применения технических средств
обучения
• 7. Позы обучающихся, чередование поз обучающихся
• 8. физкультминутки (не менее одной через 15 – 20 минут)
• 9. Наличие у обучающихся мотивации к учебной
деятельности
• 10. наличие в содержательной части урока вопросов,
связанных со здоровьем, обеспечение собственной
безопасности и безопасности окружающих людей
• 11. психологический климат на уроке
• 12. наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток,
улыбок, афоризмов, комментариев и так далее
• 13. плотность урока, то есть время затраченное на учебную
работу (не менее 60% времени, но не более 7580%)
• 14. наблюдение за наступлением момента утомления и
снижения у обучающихся учебной активности, поиск
приемов и методов для снятия утомления, наблюдение за
возрастанием двигательных и пассивных отвлечений у детей
в процессе учебной работы
• 15. темп и особенности окончания урока:
•
•
•
быстрый темп, «скомканный» (негативное влияние)
спокойное завершение урока (позитивное влияние)
задержка обучающихся после звонка на перемене
(внимание рассеивается, неэффективное завершение урока)