Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
Что необходимо учителю математики
для формирования УУД у учащихся?
2. Каким должно быть содержание образования в
контексте формирования УУД у учащихся?
3. Какие приемы, методы и технологии
способствуют формированию УУД у учащихся? Теоретические положения концепции УУД . Системно-деятельностный подход
Компетентностный подход
Проблемно ориентированное развивающее образование
Личностно-ориентированное развивающее образование
Смысловая педагогика вариативного развивающего образования
Рефлексия
Старший преподаватель кафедры адаптации и
здоровьесбережения АИПКП Дегтярёв А.И.
Пожалуйста, ответьте
на следующие вопросы:
1. Что необходимо учителю математики
для формирования УУД у учащихся?
2. Каким должно быть содержание образования в
контексте формирования УУД у учащихся?
3. Какие приемы, методы и технологии
способствуют формированию УУД у учащихся?
Теоретические положения
концепции УУД
Системнодеятельностный подход
Компетентностный подход
Проблемно ориентированное
развивающее образование
Личностноориентированное
развивающее образование
Смысловая педагогика вариативного
развивающего образования
Системно-деятельностный
подход
Основная педагогическая задача –
организация условий, инициирующих
детское действие
Ради чего
учить?
Ценности
образования
Чему учить?
Обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
средств, методов и
технологий
обучения
Начальная школа
Умение учиться
в общении
Ведущая
деятельность –
учебная деятельность
Основная школа
Ведущая деятельность
деятельность
межличностного
общения
Универсальные учебные
действия
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Личностные УУД
Обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся
С
а
м
о
п
о
з
н
а
н
и
е
и
с
а
м
о
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
е
• Построение
«Я образа»;
• Формирование
идентичности
личности;
• Личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение;
• Построение
• жизненных
планов.
с
м
ы
с
л
о
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
Поиск ответа на
вопрос:
Какой смысл
для меня
имеет учение?
Н
р
а
в
с
т
в
е
н
н
о
э
т
и
ч
е
с
к
а
я
о
р
и
е
н
т
а
ц
и
я
• Выделение
моральноэтического
аспекта в
событиях и действиях;
• Построение системы
нравственных
ценностей;
• Нравственноэтическое
оценивание;
• Осуществление
личностного
выбора;
Регулятивные УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Оценка
коррекция
контроль
прогнозирование
планирование
целеполагание
я
и
ц
я
л
у
г
е
р
о
м
а
С
СаморегуляцияОценка
Познавательные УУД
Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций
общеучебные
• Формулирование
познавательной
цели;
• Применение
методов
информационного
поиска;
• Структурирование
знаний;
• Работа
с текстами
различных видов;
• Создание алгоритмов
деятельности;
• Моделирование.
логические
• Анализ;
• Синтез;
• Сравнение;
• Подвеление
под понятие;
• Установление
причинноследственных
связей;
• Доказательство;
• Выдвижение
гипотез и их
обоснование;
Постановка
и решение
проблемы
• Формулирование
проблемы;
• Самостоятельное
создание способов
ее решения
Определение цели
и функций участников;
способов взаимодействия
Инициативное
сотрудничество
в поиске
информации
Выявление сути конфликта,
поиск различных способов
его разрешения;
принятие и реализация
решения
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Разрешение
конфликтов
Коммуникативные УУД
Контроль, коррекция,
оценка его действий
Владение монологичной
и диалогичной формами речи
в соответствии
с нормами языка
Управление
поведением
партнера
Умение
выражать
свои мысли
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и
психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
образовательная задача
состоит в организации
условий, провоцирующих
детское действие
10
Базовые образовательныетехнологии
Классификация учебных ситуаций
Учебные
ситуации
Ситуация –
проблема
Ситуация –
иллюстрация
Ситуация –
тренинг
Ситуация –
оценка
Базовые образовательные
технологии
Триада:
замысел
реализация
продукт
ПРОЕКТНАЯ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
12
Базовые образовательныетехнологии
Базовые образовательные
технологии
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
• открытость системы требований,
• предъявление образцов деятельности,
• «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
• посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учся,
• добровольность в освоении повышенных уровней требований,
• работа с группами «подвижного» состава,
• накопительная система оценивания.
13
Базовые образовательныетехнологии
Базовые образовательные
технологии
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
• открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников;
• информационная поддержка учебного процесса;
14
Базовые образовательныетехнологии
УЧЕБНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
РЕФЛЕКСИЯ
СРЕДСТВА
ФОРМИР Я
УУД
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДИСКУССИЯ
ТРЕНИНГИ
ОБЩИЙ ПРИЕМ
ДОКВА
РЕФЛЕКСИЯ – спецефически человеческая способность, которая
позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональное состояние,
действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения
(анализа и оценки) и практического преобразования.
рефлексия
Осознание учебной
задачи
• чему я буду учиться?
Понимание цели
учебной деятельности
• чему я научился на уроке?
• каких целей добился?
• чему буду учится завтра?
Оценка способов
действий
• какие законы и свойства
мне необходимы,
чтобы решить
данную задачу?
на личностное самоопределение;
на развитие Я – концепции;
на смыслообразование;
на мотивацию;
на нравственнноэтическое
оценивание;
на учет позиции партнера;
организацию и осуществление
сотрудничества;
на передачу информации и
отображению предметного содерж я
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Типология задач
задачи на выстраивание
стратегии поиска решения задач;
задачи на сравнение и оценивание;
задачи и проекты на проведение
эмпирического исследования;
задачи и проекты на выстраивание
теоретического исследования;
на планирование;
на рефлексию;
на ориентировку ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на оценивание;
на принятие решения;
на самоконтроль и коррекцию;
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
рефлексия
Что мы
хотим
узнать?
Что мы
уже знаем и умеем?