Презентация. Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 12.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. (Психологический словарь) Я-концепция - динамическая система представлений человека о себе, которая складывается из осознания им своих качеств: физических, интеллектуальных, нравственных. На основе Я-концепции личность строит свое поведение.
Иконка файла материала Роль педагога в формировании личности ребёнка..pptx

Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции

Я – это Я.

Я – это замечательно!

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.

Цель подлинного воспитания –
вывести на поверхность вашего существа бесконечные источники внутренней мудрости.
Р. Тагор

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
(Психологический словарь)

Материальное

Духовное

Социальное



Физическое




Я

Я-концепция - динамическая система представлений человека о себе, которая складывается из осознания им своих качеств: физических, интеллектуальных, нравственных.
На основе Я-концепции личность строит свое поведение.

Основа Я-концепции

3
компонента

То, каким человек видит самого себя, то, каким, как он думает, видят его другие, каким он хотел бы видеть себя в будущем, каким видит себя в прошлом, - все эти образы пребывают в сознании человека, складываясь в его Я-концепцию.

Структура самосознания

3
модальности самоустановок

Образ «Я» формируется в течение всей жизни человека и оказывает влияние на восприятие данным человеком себя, других, окружающего мира.

Классификация видов
Я-концепции

Я

Классификация
видов
Я-концепции

Отрицательная

Классификация
видов
Я-концепции

Амбивалентная

Классификация
видов
Я-концепции

Положительная

познавательный потенциал

нравственный потенциал

физический потенциал



эстетический потенциал



коммуникативный потенциал

позитивно ориентиро-ванная личность

Базовый потенциал позитивно ориентированной личности

Нравственный
потенциал

нравственная воспитанность (мотивация, самооценка, система ценностей, становление мировоззрения);
правовая культура;
гражданско-патриотическая позиция.

Базовый потенциал позитивно ориентированной личности

Познавательный
потенциал

обучаемость;
обученность;
сфера склонностей и интересов;
мотивация к обучению.

Базовый потенциал позитивно ориентированной личности

Коммуникативный
потенциал

навыки и умения межличностного взаимодействия.

Базовый потенциал позитивно ориентированной личности

Физический
потенциал

сформированность навыков и потребности к здоровому образу жизни;
формирование идеологии здоровья как жизненной необходимости.

Базовый потенциал позитивно ориентированной личности

Эстетический
потенциал

развитие потребности воспринимать все прекрасное, гармоничное в окружающем мире;
формирование стремления к созидательной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование
положительной Я-концепции

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Я-
концепция

Содержание Я-концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.

Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.

(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)

1. Я-концепцию ребенка возможно изменить

Многие дети любят тот или иной предмет постольку, поскольку учитель имеет влияние на этого ребёнка, добр к нему, сопереживает ему в трудностях и радостях учёбы.
В то же время педагог, с уст которого не сходит насмешка и сарказм, зачастую отвращает учеников от своего предмета.

Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.

(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)

2. Изменить Я-концепцию нелегко

Изменения происходят в течение длительного периода времени.
Это не должно разочаровывать педагога. Изменения происходят незаметно, медленно накапливаясь в сознании и чувствах ребёнка о самом себе.

Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.

(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)

3. Усилия, направленные на ведущие ценности,
оказывают наиболее сильное влияние

Если педагог хочет помочь ребёнку достичь успеха в учёбе, он должен обратить внимание на то, что значимо для ребёнка кроме учёбы, и помочь ему почувствовать себя компетентным, принятым, привлекательным благодаря тем позитивным качествам, которые у ребёнка уже имеются.

Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.

(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)

4. Полезен самый разнообразный опыт

Множество разнообразных успешных шагов необходимо сделать человеку, чтобы повысить свою самооценку.
Важно развивать у ребёнка самые разнообразные таланты, хвалить его за малейшее продвижение.

Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.

(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)

5. Связывайте воедино успехи и усилия ребёнка

Хвалите за хорошо выполненную работу.
Связывайте талант ребёнка с его способностью быстро обучаться.

Человек, имеющий адекватную самооценку, положительную Я-концепцию, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания.
Он способен в трудную минуту попросить помощи у других, способен принять самостоятельное решение, совершает обдуманные поступки.

Условия формирования позитивной
Я–концепции ребёнка

Я

Я

=

Характеристики педагога, имеющего низкую самооценку

отрицательное реагирование на тех, кто, по его мнению, его не любит;

установление жёсткой дисциплины;

завышение требований.

Характеристики педагога, имеющего высокую самооценку

способность к эмпатии, внимание к потребностям детей;
умение придать личностную окраску преподаванию, общению с учащимися;
владением стилем лёгкого, неформального общения;
эмоциональная уравновешенность;
умение создать в классе атмосферу тепла, взаимного доверия.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших критериев эффективности его работы и способствует формированию у детей адекватной
Я-концепции.

Условия развития позитивного самовосприятия ребёнка

умение педагога найти индивидуальный подход к ребёнку;
в центре внимания - эмоциональная жизнь ученика;
максимальная вовлечённость ребёнка в разнообразные виды деятельности;
умение ставить достижимые цели и помогать в целеполагании ученику;
принимать ребёнка таким, какой он есть;
создавать для детей ситуацию успеха;
внушить ученику, что успех обязательно придёт к нему;
быть аккуратным в высказываниях, касающихся внешности ребёнка;
не обращайтесь к ребёнку по фамилии.


Я-
концепция

наблюдение

тестирование

беседа

Доверие между педагогом и обучающимся позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства и мысли открыто.
Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения.
Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.

Как Я-концепция влияет на учебные успехи ребёнка?

Ребёнок весь день подвергается непрерывной оценке, находится в ситуации соперничества, сравнения себя с другими.
Взрослый может выбирать вид деятельности, в котором он наиболее компетентен и который ему больше нравится. У ученика такой возможности практически нет, он не может отказаться от выполнения учебных заданий.

Ребёнок оценивается сквозь призму успешности решения школьных задач.

Оценка ребёнка посредством решения учебных задач

Ребёнок с высоким уровнем обученности
популярен;
окружён уважением;
имеет друзей:
внутренне свободен и открыт миру;
испытывает определённое эмоциональное благополучие.

Оценка ребёнка посредством решения учебных задач

Ребёнок с низким уровнем обученности
живёт с чувством страха;
выражает протест, агрессию;
деформирована положительная самооценка.

«Эффект Пигмалиона»

Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребёнка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать и уважать себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребёнка без осуждения поможет ему начать «строить» свою позитивную Я-концепцию.