Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции
Я – это Я.
Я – это замечательно!
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Цель подлинного воспитания –
вывести на поверхность вашего существа бесконечные источники внутренней мудрости.
Р. Тагор
Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
(Психологический словарь)
Я-концепция - динамическая система представлений человека о себе, которая складывается из осознания им своих качеств: физических, интеллектуальных, нравственных.
На основе Я-концепции личность строит свое поведение.
То, каким человек видит самого себя, то, каким, как он думает, видят его другие, каким он хотел бы видеть себя в будущем, каким видит себя в прошлом, - все эти образы пребывают в сознании человека, складываясь в его Я-концепцию.
Образ «Я» формируется в течение всей жизни человека и оказывает влияние на восприятие данным человеком себя, других, окружающего мира.
познавательный потенциал
нравственный потенциал
физический потенциал
эстетический потенциал
коммуникативный потенциал
позитивно ориентиро-ванная личность
Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Нравственный
потенциал
нравственная воспитанность (мотивация, самооценка, система ценностей, становление мировоззрения);
правовая культура;
гражданско-патриотическая позиция.
Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Познавательный
потенциал
обучаемость;
обученность;
сфера склонностей и интересов;
мотивация к обучению.
Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Коммуникативный
потенциал
навыки и умения межличностного взаимодействия.
Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Физический
потенциал
сформированность навыков и потребности к здоровому образу жизни;
формирование идеологии здоровья как жизненной необходимости.
Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Эстетический
потенциал
развитие потребности воспринимать все прекрасное, гармоничное в окружающем мире;
формирование стремления к созидательной деятельности.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Содержание Я-концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.
Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)
1. Я-концепцию ребенка возможно изменить
Многие дети любят тот или иной предмет постольку, поскольку учитель имеет влияние на этого ребёнка, добр к нему, сопереживает ему в трудностях и радостях учёбы.
В то же время педагог, с уст которого не сходит насмешка и сарказм, зачастую отвращает учеников от своего предмета.
Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)
2. Изменить Я-концепцию нелегко
Изменения происходят в течение длительного периода времени.
Это не должно разочаровывать педагога. Изменения происходят незаметно, медленно накапливаясь в сознании и чувствах ребёнка о самом себе.
Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)
3. Усилия, направленные на ведущие ценности,
оказывают наиболее сильное влияние
Если педагог хочет помочь ребёнку достичь успеха в учёбе, он должен обратить внимание на то, что значимо для ребёнка кроме учёбы, и помочь ему почувствовать себя компетентным, принятым, привлекательным благодаря тем позитивным качествам, которые у ребёнка уже имеются.
Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)
4. Полезен самый разнообразный опыт
Множество разнообразных успешных шагов необходимо сделать человеку, чтобы повысить свою самооценку.
Важно развивать у ребёнка самые разнообразные таланты, хвалить его за малейшее продвижение.
Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе»)
5. Связывайте воедино успехи и усилия ребёнка
Хвалите за хорошо выполненную работу.
Связывайте талант ребёнка с его способностью быстро обучаться.
Человек, имеющий адекватную самооценку, положительную Я-концепцию, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания.
Он способен в трудную минуту попросить помощи у других, способен принять самостоятельное решение, совершает обдуманные поступки.
Характеристики педагога, имеющего низкую самооценку
отрицательное реагирование на тех, кто, по его мнению, его не любит;
установление жёсткой дисциплины;
завышение требований.
Характеристики педагога, имеющего высокую самооценку
способность к эмпатии, внимание к потребностям детей;
умение придать личностную окраску преподаванию, общению с учащимися;
владением стилем лёгкого, неформального общения;
эмоциональная уравновешенность;
умение создать в классе атмосферу тепла, взаимного доверия.
Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших критериев эффективности его работы и способствует формированию у детей адекватной
Я-концепции.
Условия развития позитивного самовосприятия ребёнка
умение педагога найти индивидуальный подход к ребёнку;
в центре внимания - эмоциональная жизнь ученика;
максимальная вовлечённость ребёнка в разнообразные виды деятельности;
умение ставить достижимые цели и помогать в целеполагании ученику;
принимать ребёнка таким, какой он есть;
создавать для детей ситуацию успеха;
внушить ученику, что успех обязательно придёт к нему;
быть аккуратным в высказываниях, касающихся внешности ребёнка;
не обращайтесь к ребёнку по фамилии.
Доверие между педагогом и обучающимся позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства и мысли открыто.
Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения.
Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Ребёнок весь день подвергается непрерывной оценке, находится в ситуации соперничества, сравнения себя с другими.
Взрослый может выбирать вид деятельности, в котором он наиболее компетентен и который ему больше нравится. У ученика такой возможности практически нет, он не может отказаться от выполнения учебных заданий.
Оценка ребёнка посредством решения учебных задач
Ребёнок с высоким уровнем обученности
Оценка ребёнка посредством решения учебных задач
Ребёнок с низким уровнем обученности
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.