Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Оценка 5
Памятки +1
pptx
русский язык
Детсад
13.03.2018
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.
Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку.
Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.
Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.
Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.
Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает обучение интересным, ненавязчивым.
Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать.
Загадка развивает логическое мышление, формирует у детей навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания, монологической речи.
Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
zagadki-v-r_1vt41.pptx
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Роль загадки
в развитии речи
ребёнка
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Роль загадки в развитии
дошкольника
В современном детском саду загадки используются как
дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации
их досуга.
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение
выделять существенные признаки предметов.
Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному
языку.
Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово,
сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.
Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а
значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить
творчески и нестандартно.
Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.
Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность,
стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.
Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает обучение
интересным, ненавязчивым.
умении доказывать.
Загадка это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в
Загадка развивает логическое мышление, формирует у детей навыки
восприятия и использования речидоказательства, речиописания,
монологической речи.
Таким образом, загадка это не только игра, а и средство
воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и
умении доказывать.
Виды загадок:
• Прямые загадки
• Загадкирифмовки
• Загадкиобманки
• Загадки на образное мышление
• Математические загадки
• Занимательные (логические) задачи
• Самостоятельно придуманные или собственные загадки
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Все виды загадок мы используем в работе с вашими ребятишками.
Давайте познакомимся подробнее с вариантами видов загадок.
Посмотрим как можно заниматься этим интересным для ребёнка
занятием и дома и вовремя прогулки, чтобы развитие каждого
ребёнка нашей группы проходило успешнее.
Прежде чем рассказать подробнее какие виды загадок
существуют и как их использовать посмотрите какие этапы
работы с загадками проходят с нами в детском саду ваши дети.
Этапы работы с загадками
1. Отгадывание прямых загадок.
2. Придумывание своих прямых загадок (описательных)
3. Отгадывание загадок рифмовок
4. Отгадывание загадок обманок
5. Придумывание своих загадок с элементами методики
ТРИЗ(РТВ)
Как всегда и во всём, что касается детей мы идём от более простого к
сложному.
Пожалуй, первый и второй пункт идут рядышком, чередуются на
занятиях. Самостоятельное придумывание загадок (описательных)
порой помогает детям понять сущность загадок и дети начинают лучше
разгадывать народные, авторские загадки после того, как сами поняли
алгоритм составления загадок.
Загадки рифмовки очень любимы детьми, как «находить» такие
загадки я тоже расскажу.
Загадки обманки очень похожи на загадки рифмовки, но именно рифма
и путает детей, необходимо быть предельно внимательным и не
поддаваться складности стихов.
Ну, а последний этап – придумывание своих собственных загадок не
просто описательных, а с использование метафор – это доступно
детям с достаточноразвитой речью с большим запасом активного и
пассивного словаря.
Мы разберём постепенно все эти этапы. Не стоит забегать вперёд,
торопиться, играйте с детьми столько сколько им хочется.
Ни в коем случае не заставляйте.
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Прямые загадки
Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и
косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.
Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма::
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок)
Стихотворная форма:
Серая шейка, жёлтый носок,
Плавает в речке, как поплавок.
(Уточка)
Без огня горит,
без крыл летит,
без ног бежит,
без ран болит.
(Солнце, туча, река, сердце).
Чтобы облегчить ребёнку отгадывание загадок, на первых порах
полезно пользоваться наглядностью. Например, задача ребёнка среди
нескольких игрушек (или изображений на картинках) выбрать того (или
то), что ему загадали.
Полезно загадать загадку после того, как видели или изучали этот
предмет, или животное, например: понаблюдали на прогулке за
собаками, пришли домой и загадали загадку о собаке. Или, перед тем
как дать ребёнку яблоко, например, загадайте ему загадку про него.
Загадки в разговорной форме
Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки. (Мышка)
Сладкая, оранжевая, на грядке растёт. ( Морковь)
Раньше всех встаёт. «Кукареку!» Поёт!
Кто громко лает, и в дом не пускает?
В дупле на старом дубе, живу в густом лесу. Хожу в пушистой шубе,
орешки я грызу. (Белка)
Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)
Мягкое, белое, лежало одеяло, солнце напекло – одеяло потекло.
(Снег)
Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Летом вырастает, а осенью опадает. (Листья)
Идёт, идёт, бородой трясёт, травки просит: «Мемеме, дайка
вкусной мнееее». (Козёл)
Зелены мы как трава, наша песенка: «Кваква»
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)
Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (Лиса)
Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим.
(Часы)
Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет, когда это бывает?
Белый и пушистый, в лесу живёт, скачет прыгскок.
Загадки в стихотворной форме
Непоседа птица эта –
Одного с берёзой цвета.
(Сорока)
Не щётка и не веник.
Урчит он неспроста,
Всего одно мгновенье –
И комната чиста. (Пылесос)
Над цветком порой замрёт
Разноцветный вертолёт.
На былинке посидит,
Вдруг вспорхнёт – и полетит.
(Стрекоза)
Маленькое сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
(Бублик)
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(Жираф)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в
дружке,
И всегда одна игрушка.
(Матрёшка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги
(черепаха)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча)
В траве мелькает
Хвостиком виляет,
Хвост оторвёт –
Другой наживёт.
(Ящерица)
Чудо ящик –
В нём окно.
В том окошечке –
Кино. (Телевизор)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует –
Коноплю ворует.
(Воробей)
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Ю. Черных
А на этой грядке
Горькие загадки.
Тридцать три
одёжки, и все без
застёжки.
Кто их раздевает –
Слёзы проливает.
(Лук)
По деревьям –
Скок да скок –
Живой порхает
Огонёк. (Белка)
За пнём –
Бугорок,
А в нём –
Городок.
(Муравейник)
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Загадки можно использовать
для определения есть ли в
словеотгадке загаданный звук.
• У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)
• Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
• Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал. (Сахар)
• Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста)
• Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
• Зимой белый, летом серый. (Заяц)
• Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
• У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы)
• Явился в белой шубке. Прощайте две скорлупки! (Цыплёнок)
• В воде родится, а воды боится. (Соль)
• Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросёнок)
• Может и разбиться, может и свариться; а если захочешь, может в
птицу превратиться. (Яйцо)
• На цветке – цветок, пьёт цветочный сок. (Бабочка)
• Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
• Мала, а никому не мила. (Мышь)
• Висит груша, а нельзя скушать. (Лампа)
• На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
• Живёт в норке, грызёт корки. Небольшие ножки, боится кошки.
(Мышь)
• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
• Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы)
• Что всегда идёт, а с места не сойдёт? (Часы)
• От дома начинается, у дома и кончается. (Дорога)
• Упадёт – не плачет, ножек нет, а скачет. (Мячик)
• Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
• Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
• Вырос в поле злой и колкий, во все стороны иголки. (Репейник)
• Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой. (Снег)
• Разошлись все мальчики в тёмные чуланчики, каждый мальчик – в
свой чуланчик. (Пальцы в перчатке)
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Собственные загадки
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и
полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша
говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между
непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой,
необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на
самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и
чирикает". Конечно, это воробей.
Но даже такие описательные загадки будут получаться у ребёнка
только если вы его подготовите. Подготовкой могут стать игры,
расширяющие словарь ребёнка, обучающие внимательно рассматривать,
отмечать характерные признаки предметов, существ, явлений.
А ещё надо научить ребёнка рассказывать описывать какието
объекты, развивать таким образом его монологическую речь.
Учимся наблюдать и описывать
Начните, например, с простого описания яблока.
Возьмите в руки яблоко, лучше, если оно будет красивым, крупным,
аппетитным. И начинаете рассказывать:
«Смотри, что у меня есть! Что это? Точно, яблоко, давай посмотрим
какое оно. Что можно про него сказать?
Большое, красивое, один бочок красный, другой жёлтый, есть веточка с
листиком, … потрогай, какое оно на ощупь? Гладкое, прохладное,
скользкое… А если мы его разрежем какое оно будет внутри, посмотрим?
О! А внутри у него маленькие семечки, из которых можно вырастить
яблоньку (можно даже объяснить, что на этой выросшей яблоньке не
вырастет такие же вкусные яблочки, рассказать что можно сделать, чтобы
из дички вырастить культурное деревце). А давай попробуем, какое оно на
вкус!
Сладкое (кислосладкое, а может кислое!)
Обязательно снова попробуем рассказать, повторив все, что выяснили
о яблоке, но уже вместе с помощью ребёнка. Или предложить ему самому
попробовать рассказать о яблоке всё, что выяснил.
А ещё и пофантазировать и представить в каком саду оно выросло. Кто
и как за ним ухаживал…
После этого легко загадать описательную загадку про яблоко.
Например такую: красный бок и жёлтый бок, откусишь будет вкусно.
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Подготовительные игры
Помогают обучать ребятишек придумывать описательные загадки
такие игры: Что бывает…. Какое бывает…
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а
еще мягким может быть… и подождите, пока ребенок придумает свой
вариант (хотя бы один). Если ребёнок не продолжает вашу фразу,
закончите ее сами и предложите аналогичную с еще одним признаком:
любым другим или противоположным по значению, если это возможно
(в данном случае: а твердым бывает…).
Или "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым
или желтым, А еще каким может быть мяч? Например, резиновым или
пластмассовым. Точно так же о других предметах или живых
существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А
одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и
маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Ну, и загадывайте друг другу по очереди загадки, описывая то, что
загадали. Например: я загадала куклу. Говорю: « Это есть у тебя, у неё
красивые глаза, длинные ресницы…» Ребёнок отгадал что это кукла,
но не знает ещё какая конкретно. Я добавляю: « у неё длинные волосы,
красное платье…» Играть в подобные словесные игры, загадывать
загадки можно по дороге в детский сад или во время прогулки, сидя в
машине или в очереди к врачу. Они тем и хороши, что не надо отводить
для них время специально, отрывая от каких то важных дел.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от
времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен
малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства
предметов.
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Загадкирифмовки
Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится
на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная.
Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и
воображение, но, главное, помогают получить первые представления
о рифме.
Прочитайте стихотворения так, чтобы ребёнок заканчивал
фразы, подбирая слова близкие по звучанию и по смыслу.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ……
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взадвперёд по пашне вскач,
А зовётся птица ….
Металлических два братца,
Как с ботинками срослись,
Захотели покататься,
Топ! — на лёд и понеслись.
Ай, да братья, ай, легки!
Братьев как зовут? …
(Коньки)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился … (Снеговик)
Верещунья, белобока,
А зовут её…
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый ….
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её ….
Панцирь каменный –
Рубаха,
А в рубахе ….
Речку заковал мороз,
Поработал он всерьёз!
Я помчался вдоль реки,
Режут лёд мои ... (коньки)
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? …
Летом и в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка –
Кто это?...
От порога до порога
Приведёт нас всех …
И при пасмурной погоде
Светит солнце в огороде.
В деревнях растёт и сёлах
Чудосолнышко – ……
Мы её на масле жарим,
Тушим и в мундире варим.
Подрасту когда немножко,
Буду сам копать …..
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
Хорошо ли вас греют колечки?
«бебебее» – отвечают ….
Десять дней Айболит
Не ест, не пьёт и не …(спит)
К. Чуковский
И сказала кочерга:
«Я Федоре не ..(слуга)»
К.Чуковский
– Игого! – поёт лошадка. –
Спи, мышонок, сладко, ….
(сладко)
С. Маршак
Зелен у неё вершок,
Красен сладкий корешок.
Выдернул я ловко.
И в руках – ….
Шею вытянул, шипит,
Ущипнуть нас норовит.
Смело подходи, не трусь.
Смелого не тронет ….
Эта обувь всем знакома,
В ней ногам удобно дома.
Мамочки и папочки
Тоже носят ….
Пыль глотает и гудит,
Он всегда на пыль сердит.
В каждый угол длинный нос
Смело сунет ….
Лес сказочный, дремучий,
А под ёлкой – (ёж колючий)
Хоть он маленький, но колкий,
Потому что весь в ….
Под соснами, под ёлками
Ползёт мешок с иголками.
Рукой не возьмёшь –
Потому что это – …
Кто зимой холодной
Ходит злой. Голодный?
Серый зверь зубами «щёлк»
Ну, конечно это – …
Ёжик вырос в 10 раз
Получился …..
Диньдон. Диньдон.
В переулке ходит…(слон)
И. Токмакова
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты ….(спишь)?
И. Токмакова
На даче, в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и ….(синицы).
И. Полякова
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамойслонихой
Топал…(слонёнок).
За мамойлисицей
Крался…(лисёнок)
А. Екимцев
И рыщут по дороге
Слоны и …(носороги)
К. Чуковский
Вдруг видят – стоит у колёс
Огромный взъерошенный…(пёс)
С. Маршак
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая …(лисица)
В. Голяховский
Долго, долго крокодил
Море синее …(тушил)
К. Чуковский
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула …(зайчишку)
В. Шульжик
Говорит мартышка мышке:
– Я была в гостях у …(мишки)
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос..
Кто же это?
Рыжий….(пёс).
И. Киуру
Побежала мышкамать,
Стала щуку в няньки …(звать)
С. Маршак
Заглянула в дверь коза.
Очень грустные ..(глаза)
Н. Полякова
Сперва от магазина
Несла покупку ...(Зина)
С.Михалков
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота …(зовёт)
К. Чуковский
К нам на пёстрые страницы
Прилетели две …(синицы)
А. Барто
По ночам сове не спится,
Ведь сова –
Ночная…(птица)
В. Шульжик
И шалить без передышки
Целый день могли …(мартышки)
С. Сабашников
Клеить детские игрушки
Поручается …(Андрюшке)
Со своим большим мешком
Елееле шёл …(пешком)
А. Барто
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Нет, твой голос нехорош,
Слишком тихо ты … (поёшь)!
С. Маршак
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало …(жарко)
С. Маршак
А рядом бегемотики
Схватились за …(животики)
К. Чуковский
Как на тоненький ледок
Выпал беленький..(снежок)
И слониха, вся дрожа,
Так и села на …(ежа)
К. Чуковский
Не придётся старику
в тишине попить ….(чайку)
А. Барто
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и …(девочки)
К. Чуковский
Я не бегаю к врачу –
Я сама его …(лечу).
Сверху солнышко печёт,
А внизу река…(течёт).
С. Михалков
Наша старшая сестра
Вяжет с самого ...(утра)
А. Барто
Среди жирных голубей
Прыгал тощий …(воробей)
Н. Полякова
Я сегодня очень рано
Умывался изпод ...(крана)
А. Кузнецова
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые…(тучи)
К. Чуковский
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку …(поищи)
С. Маршак
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал…(щенок)
С. Михалков
На дверях висел замок,
Взаперти сидел …(щенок)
С. Михалков
Как у нашей дочки
Розовые …(щёчки)
Е. Благинина
Не послушал зайка папу –
Отдавили Зайке…(лапу)
В. Лебедев – Кумач
Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели).
И. Курлат
А возле этой ёлки
Бродили злые ...(волки)
А. Барто
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее…(гол)
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния …(сверкнула)
Л. Песков
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную …(лепили)
А. Барто
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Загадкиобманки
Загадкиобманки тоже рифмуются, но в этомто и весь фокус.
Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить
последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные
загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на
обман. А еще развивают чувство юмора.
Может он в клубок свернуться,
И в иголках знает толк –
На спине их ловко носит
За собою добрый … (волк, ёж)
Нашёл пять ягодок в траве
И съел одну, осталось … (две,
четыре)
Утром в каждом доме драма
Кашу есть не хочет … (мама,
дети)
Длиннее шею не найдёшь.
Сорвет любую ветку ….
Под луною песню петь
Сел на веточку…
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый …
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» …
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …
Быстрее всех от страха
Несётся ….
Зимой в берлоге видит сон
Лохматый косолапый ….
По горной круче проходил
Обросший шерстью ….
В тёплой лужице своей
Громко квакал ….
С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает …
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ….
Клубком свернулся – нука тронь!
Со всех сторон колючий ….
Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем …
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ….
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Загадки на образное мышление
Загадки на образное мышление обычно решаются, если
рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в
плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться изза
двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем
используются.
Ноги есть, а не ходит…
(стол, стул)
Не куст, а с листочками
Не человек, а разговаривает…
(книга)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Когда я расскажу вам как моделировать, придумывать загадки с
помощью элементов методики ТРИЗ (РТВ) вы увидите как они похожи
на такие загадки.
Не удивительно, с помощью этой методики и развивается у детей
творческое воображение и мышление.
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Придумывание загадок с
элементами методики ТРИЗ(РТВ)
Как наши дети отгадывают загадки? Чаще всего они просто
запоминают отгадку или перебирают признаки пытаясь угадать к
кому или к чему они подходят но для этого требуется время, а
дети нетерпеливы и поэтому мало кто из них любит отгадывать
незнакомые загадки.
Мы будем развивать речь ребёнка, а заодно и его умственные
способности, научив его сочинять собственные загадки.
Научившись это делать сам, он поймёт суть и других загадок.
Перед тем как придумывать загадки надо научиться сравнивать
предметы между собой. И предварительно поиграть в такие игры
Назови такой же.
летает не летает, ползает не ползает, хищник не хищник,
домашнее животноенет, живое рукотворное…
найди по описанию
Суть метода: Загадки составляются из 2х 3х сравнений одного
объекта с другими.
Я сделала для вас несколько таблиц.
Это таблица, с которой легко будет работать ребёнку, потому что
он наглядно увидит по какому свойству надо подбирать сравнения к
предмету. Вы же будете только записывать то, что будет
придумываться, то что будет находить в своей памяти ваш ребёнок,
а потом, на основе записей, сначала будете вместе с ним
составлять, загадки, подбирая наиболее понравившиеся варианты
сравнений, а потом он уже сможет самостоятельно это делать.
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
Я сейчас попробую представить, как бы отвечал ребёнок. и покажу
наглядно как составлять загадки.
Возьмём листики на кустике
Какой лист?
По цвету зелёный
По форме – кругленький, овальный, не очень чёткой формы
По размеру маленький
Что делает качается, трепещет
Порассуждаем, а что мы знаем такое же по цвету лягушонок.
По форме как сердечко, как ладошка
По размеру – как мышонок, лягушонок
По действию качели, маятник, сердце
И теперь составляем фразы используя образец: «КАК …» или « Но
не….»
«Как лягушонок зелёный, но не прыгает» или «Маленький и
зелёный, но не лягушонок»,
Хочу уточнить, что сначала надо очень подробно проговаривать,
объяснять что ребёнку надо делать искать:
Говорите: листик зелёный по цвету, а что ещё по цвету бывает
зелёным.
Или: листик по размеру маленький, а что ещё бывает по размеру
маленьким?
Потом вы уже будете просто говорить: листик зелёный, и
лягушонок зелёный, листик маленький, а что или кто тоже бывает
маленьким?
И перед самой школой достаточно будет сказать: «Выбери какой
нибудь предмет, или живое существо и подбери (по любому признаку,
на выбор) что или кто похоже на него. И ребёнок сам уже скажет, я
выбираю листик он зелёный и такой же зелёный как лягушонок…
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
А с ребёнок умеющим хоть немного читать можно пользоваться
вот такой таблицей, придумывая, точнее моделируя загадки
На том же примере с листочком покажу: сначала отвечаем на вопрос
Какой он? зелёный, блестящий, тонкий,
Дальше отвечаем на вопрос Что такое же?
Зелёный , как лягушонок, блестящий, как зеркальце, драгоценный
камень
тонкий, как лист бумаги, страничка в книге,
Объясняем ребёнку, что надо так составлять загадку, чтобы, не
называя самого предмета перечислить все его свойства.
Зелёный как лягушонок, блестящий как зеркальце, тонкий как
страничка в книге
Следующий этап:
Листик что делает? Трепещет, шуршит, качается,
Кто или что делает так же: Трепещет, как сердце, когда страшно
шуршит, как мышка,
качается как качели
Снова выбираем:
шуршит, но не мышка, качается как качели, трепещет как сердце
и продолжаем
На что похож листик?
Листик бумаги, письмо, но на нём ничего не напишешь порвётся
Как сердечко, но никому не принадлежит (сердце же внутри)
Как зеркальце, но не разобьётся если упадёт
Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
А потом можно совместить соединить, то что больше понравилось.
Я специально не доводила до красоты, не шлифовала эти сравнения,
чтобы вы видели, что это очень просто.
Постепенно ребёнок будет делать всё красивее сравнения, и загадки
будут получаться оригинальнее.
Сначала составляем загадки полностью занимаясь сотворчеством,
вместе подбирая сравнения, вместе выбирая, то что больше нравится.
Позже уже будет достаточно показать, как это делать, следующим
этапом ребёнок сам придумывает, а вы только будете записывать.
Ну, а с ребёнком старше 6 лет вы, разъяснив принцип, придумываете
загадки каждый сам. Записывать, правда скорее всего придётся ещё
вам, ребёнок до школы, даже читающий и пишущий вряд ли сможет
легко сочетать придумывание и самостоятельную запись.
Нам же важно, чтобы у него было желание этим заниматься.
Ну, а если уже может сам записывать тогда всё делаете
самостоятельно и потом делитесь находками, загадываете друг другу.
После того, как загадка придумана надо, чтобы ребёнок обязательно
её повторил вслух, несколько раз, чтобы запомнил, прекрасно если
загадает её папе, дедушке, бабушке… друзьям…
Вот посмотрите какие загадки придумывал мальчик 6 лет.
Едет как велосипед, но есть окна и двери. Голубой как небо, но
на земле. Похож троллейбус, но без рогов. (автобус)
И ещё: Стоит на месте как мост, но по нему никто не едет. Похож
на автобус, но без колёс и в нём можно жить. (дом)
Вот такими способами мы развиваем ваших ребятишек, учим их
креативности, развиваем речь, мышление, расширяем кругозор,
помогаем развиваться их творческим способностям.
Присоединяйтесь. Вместе у нас будет получаться ещё лучше!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.