Тема: «Романтический балет в России»
Презентация «Романтический балет в России»
В начале XIX века, в условиях волны революций в Европе , нарастающего патриотического подъема, вызванного войной 1812 года, сентиментализм не мог уже удовлетворить запросы зрителей. В 30-е годы XIX столетия приходит новое художественное направление в искусстве - романтизм. Он развивается по двум руслам. Первый стремится уйти от жизни в мир мечты. Второй воспевает человека борца, смелый подвиг. В хореографии романтизм способствовал обновлению тематики спектаклей.
Почти все романтические балеты строились одинаково. В них противопоставлялись два мира — мир реальный и мир фантастический. Это оказывало влияние на оформление спектакля, на всю его атмосферу.
За период с 1815 по 1825 год русский балет окончательно самоопределился. Теперь он обладал самобытным репертуаром, не зависимым от зарубежных балетных театров, национальной школой танца. В отличие от иностранцев русские артисты не рассматривали технику как самоцель, а видели в ней лишь средство для создания цельного танцевального образа. Артисты русского балета были и хорошими пантомимистами. Колосова, по словам Глушковского, владела искусством «выражения человеческих чувств... Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны, понятны, что решительно заменяли речь». Истомина «играла прелестно, как умная и опытная актриса».Выразительность русских артистов балета восхищала зрителей.
Романтические сюжеты давали большой простор фантазии декораторов. Лунные пейзажи, бури, кораблекрушения, пожары требовали соответствующего оформления. В этих условиях техника сцены и работа машиниста-механика театра значительно усложнились.
Но самым значительным явлением этого периода было рождение русской школы классического танца, основывавшейся на эстетических установках народной пляски. Высокая техника, индивидуальность исполнения, глубокая выразительность и реализм пантомимы, свойственные русской народной пляске, перешли и в русский балет, сделав его единственным в своем роде. Это не значит, что все эти качества полностью отсутствовали в иностранных школах сценического танца, но там они не составляли национальной особенности, как это имело место в России. В этом отношении значительную роль играло то, что русские артисты балета принадлежали к простонародию и приносили в театр свои взгляды на танец.
В январе 1825 года в Москве открылся Большой
Петровский театр. Балетная труппа наконец получила сценическую площадку,
позволявшую ставить большие и сложные спектакли.
В 30-х годах началось широкое использование для балетов
музыки романтических опер и появление нового стиля
танца.
Балетмейстеры обратились к помощи музыки не
случайно. В те годы интерес к музыке в русском обществе значительно возрос.
Представители дворянской интеллигенции занимались композиторской деятельностью.
Русские композиторы-дилетанты наводняли великосветские гостиные своими
романсами, часто построенными на русском народном материале. Балетмейстеры посредством
музыки надеялись внести более глубокий смысл в танец. Балетмейстеры XVIII века
черпали сюжеты своих спектаклей из трагедий и комедий. Вальберх, Дидло,
Глушковский широко использовали романы, повести и мелодрамы. Теперь же
постановщики обратились к опере. На сцене одна за другой стали появляться
оперы, переложенные на язык танца. Оперы преподносились зрителю в форме
балетов, получивших название аналогических. Однако оперная музыка не отвечала
задачам балетного театра и была не в состоянии помочь исполнителю в создании
убедительной хореографии. Решающее
значение здесь имел правильный выбор исполнителей центральных образов. Одной из
лучших танцовщиц того времени стала Екатерина Санковская - впоследствии
крупнейшая русская танцовщица середины XIX столетия.
Екатерина Александровна Санковская (1816—1878)
Выдающаяся русская балерина московской императорской труппы первой половины XIX века.
Екатерина Александровна происходила из бедной семьи. Ее жизнь в балете началась в 9 лет, в 1825 году, когда она поступила в московское театральное училище, а уже через год появилась на сцене Большого театра в своей первой роли мальчика. Таким образом, первый свой выход на сцену Санковская совершила в 10-летнем возрасте ученицей театральных классов, где ее педагогом была французская балерин Фелицата Гюллень - Сор. Другим учителем Санковской — по драматическому курсу — был великий русский актер Михаил Семенович Щепкин, и он тоже разглядел талант своей юной ученицы — и Санковская еще девочкой стала выступать на сцене в драматических ролях.
Закончив учебу в 1835 году, она поступила в императорскую труппу, работавшую в то время в двух основных помещениях: в Большом театре и Малом. На обеих сценах тогда шли как музыкальные, так и драматические спектакли, четкого разделения на жанры еще не произошло.
Фелицата Гюллень-Сор в 1836 году за свой счет повезла Санковскую в Париж и Лондон, где знакомила ее с лучшими балетными постановками Европы.
Самую большую славу балерине принесло выступление в балете «Сильфида» в1837 г. М. Е. Салтыков-Щедрин назвал Санковскую «душой московского балета». Во время вызовов Санковская неизменно адресовала свой первый поклон галерке и верхним ярусам, где сидели студенты, и лишь в последнюю очередь кланялась партеру и директорской ложе — это действительно являлось свойством весьма независимого и крайне смелого характера.
«Сильфида»
словно стала эпиграфом ко всему творчеству Санковской. Она стремилась воплотить
на сцене идеал женской души, олицетворить самоотверженный любовный порыв, и это
как нельзя лучше подходило к образу романтического балета. Она
поддерживала отношения с Малым театром — участвовала там в танцевальных номерах
и дивертисментах.
Артистка в 1846 г. поставила комический балет «Своенравная жена», а в 1849 г. —
балет «Мечта художника». Но серьезных планов она с балетмейстерской работой не
связывала, ей хотелось танцевать. В 1846 году Санковская первой из московских
танцовщиц отправилась в заграничное турне, и оно оказалось успешным. В 1854 году
Екатерина Александровна Санковская покинула сцену Большого театра.
Какое-то
время она преподавала бальные танцы в гимназии и давала частные уроки балета, в
том числе в семье юного Константина Сергеевича Станиславского, став его
первым педагогом танца.
В тетрадь
Екатерина Александровна Санковская (1816-1878) - русская романтическая балерина.
1825 -1835 г. – учёба в Московском театральном училище.
Педагог Ф. Гюллен-Сор. Обучение драматическому искусству у М.Щепкина. С 1826-1854 г.г. - выступления в Большом театре.
Раскрытие в творчестве живых человеческих чувств, обновление танца, техники.
Сильфида - одна из лучших партий.
1846 г. – успешное заграничное турне.
Постановка балетов «Своенравная жена», «Мечта художника».
Елена Ивановна Андреянова (1819 — 1857)
Выдающаяся русская балерина, ученица А. Истоминой.
Высокородным происхождением Елена Андреянова похвастать не могла — как и большинство артистов того времени. В возрасте 9 лет она поступила в Петербургское театральное училище при императорских театрах: учащиеся театральной школы жили и обучались за казенный счёт. Девочку приняли на балетное отделение, несмотря на физический недостаток: дугообразные ноги.
Андреянова стала ученицей выдающейся русской балерины и актрисы Авдотьи Истоминой.
В театральном училище Елена преуспела. От природы честолюбивая, она ясно знала, чего хотела: славы.
В апреле 1837 года, успешно закончив обучение, Елена Ивановна Андреянова была выпущена из Петербургского театрального училища. Началась работа в Петербургской императорской труппе.
В сентябре 1837 года в Санкт-Петербург прибыли на работу по контракту на пять лет Филипп Тальони и его дочь, выдающаяся балерина Мария Тальони. С приездом Марии Тальони она стала выступать вместе с ней, причем Тальони сама пригласила ее в свои партнерши. А этот факт — яркое свидетельство, что ее талант был отмечен самой Марией Тальони.
Уже со следующего года после поступления на сцену Андреянова стала исполнительницей сольных партий. Это время характеризовалось в истории развития балета романтическим жанром — возвышенным, уводящим в одухотворенные миры. И первой — главной — танцовщицей романтического балета являлась Мария Тальони, в эти годы танцевавшая на подмостках Петербургской императорской труппы. У Андреяновой не было той воздушности, которой прославилась Тальони, не было ее легкости, но она обладала ярким актерским дарованием, силой и темпераментом. Елена Андреянова сразу заняла прочное место в русском балете, но — не первое: первое место отдавалось Марии Тальони, проработавшей в Петербургской императорской труппе до 1842 года.
А потом, после отъезда Марии Тальони, русская сцена обращалась к другим известным европейским танцовщицам. Вообще русская сцена отдавала предпочтение европейским солисткам. И для этого были причины.
К 19 столетию Россия стала полноценным европейским государством, появились свои специалисты. Но публика требовала иностранцев, а с этим тоже приходилось считаться дирекции императорских театров (русским артистам порой присваивались иностранные псевдонимы — исключительно с целью рекламы). Такова была театральная атмосфера в России в первой половине 19 века, когда на Петербургскую сцену вступила талантливая балерина Елена Андреянова.
В 1842 г. в Петербурге состоялась премьера балета «Жизель», главную партию исполняла Елена Андреянова. Елена Андреянова стала первой русской исполнительницей партии Жизели. Критика отмечала ее талант: созданный образ поражал драматизмом, особенное восхищение вызывала сцена сумасшествия.
И тут же Елена Андреянова стала первой русской исполнительницей главных партий в других получивших мировую славу балетах: «Пахита», «Сатанилла» и множество и других партий.
Она быстро выдвинулась среди своих партнерш и до сих пор считается крупнейшей русской танцовщицей романтического балета. Кроме того, она проявила себя и как характерная танцовщица с незаурядным драматическим дарованием.
Однако по-настоящему звездой сцены Андреянова все равно не была, вся «звездность» по-прежнему сосредотачивалась на именах европейских балерин.
Еще в 1843 году она вместе с частью петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Но московская публика далеко не вся приняла эту танцовщицу, москвичи любили свою балетную звезду —Екатерину Санковскую. Дошло до того, что властям, во избежание беспорядков на галерке, пришлось помещать в верхние ярусы специальный наряд полиции.
Елена Андреянова, уже прославленная балерина, долго металась по Европе в поисках настоящей славы: ее принимали Париж, Гамбург, Брюссель и Милан, и она действительно покоряла публику этих театров. Однако дирекция Парижской оперы не только не заплатила ей за выступления, а, наоборот, потребовала… плату за возможность показать свое искусство и получить признание парижского зрителя!
А вот в Италии ее ждал блестящий триумф, там были выпущены портреты балерины и отчеканена бронзовая медаль с ее изображением. В Италии же Андреянова для расширения своих профессиональных знаний взяла несколько уроков у знаменитого педагога .
Она вновь возвращалась на Петербургскую сцену, а потом вновь уезжала. А Петербургский императорский балет по-прежнему предпочитал иностранок: в 1850 г. прибывшая французская танцовщица Мила заняла место Андреяновой и все ее партии.
После поездки в Лондон в 1852 году Елена Андреянова, забрав кордебалет и еще нескольких артистов из Московской императорской труппы, уехала нести свое искусство в русскую провинцию, объездив множество городов. Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, натолкнул Андреянову на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан», премьера которого состоялась в Воронеже. Это был балет по поэме Пушкина (через много лет знаменитым станет совсем другой балет по этой же поэме Пушкина), а кто к нему сочинил музыку, так и осталось неизвестным. Турне было долгим, Андреянова с труппой объездили много городов. В Одессе ее труппа была расформирована из-за наступавшей Крымской войны.
И тогда же, в 1854 году она получила уведомление, что уволена из императорской труппы за ненадобностью. Для Андреяновой это был еще один удар — хотя сама она уже давно предпочитала искать славу на других сценах.
Пробыв некоторое время в Петербурге, она уехала в Европу, уже будучи серьезно больна.
Елена Ивановна Андреянова скончалась в Париже в возрасте тридцати восьми лет. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
В честь
Елены Андреяновой назван один из кратеров планеты Венера.
В тетрадь
Елена Ивановна Андреянова (1819-1857) - русская артистка, крупнейшая представительница романтического балета.
1828-1837гг. - учеба в Петербургском театральном училище.
1837-1854 г.г. -состояла в петербургской балетной труппе.
1843-1854гг. – гастроли в Москве, в городах России и за рубежом.
Первая русская исполнительница главных партий во многих балетах («Жизель»).
Балет собственного сочинения - «Бахчисарайский фонтан».
Сочетание в творчестве драматизма и танцевальной поэтичности. Выразительность пантомимной игры, виртуозность классического и характерного танцев.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.