В презентации предложена схема развивающего урока по физике. Особое внимание уделяется планированию урока с целью развития метапредметных универсальных учебных действий в рамках реализации федеральных государственных стандартов на ступени основного общего образования через групповую, исследовательскую деятельность учеников, мотивацию деятельности учеников и самооценку.
СОЗДАЕМ СОВРЕМЕННЫЙ
РАЗВИВАЮЩИЙ УРОК
ФИЗИКИ
Руссо
Час работы научит больше, чем день объяснений.
Особенности современного
развивающего урока физики
Потребность в знаниях или умениях
(на начальном этапе)
Мотив к обучению ( на начальном
Построен на личной познавательной
деятельности учеников
Активность учеников в течении всего
этапе)
урока
Создание системы знаний
Направляющая и организующая роль
педагога
Мотивы и мотивация к обучению
Мотивы - это то, что побуждает и
направляет деятельность человека, в
данном случае – на познание.
Педагог, владеющий психологией,
стремится создавать ситуации,
вызывающие появление у учеников
положительных мотивов.
Мотив познавательный
«Когда человек заинтересован, он догадлив и
изобретателен»
Первый прием: рассказать занимательный факт
из наблюдений, из жизни любимых литературных
героев, сверстников, производственной
практики.
Прием второй: поставить опыт, дающий
неожиданный эффект.
Прием третий: показать парадоксальный
эксперимент, «противоречащий» здравому
смыслу.
Прием четвертый: реализовать новые
неожиданные возможности изученного
материала или знакомых объектов.
Мотив «Саморазвития»
Первый прием: проинформировать о значении
материала.
Прием второй: сообщить, что предстоит овладеть
новой мыслительной операцией или новым
практическим умением, которое разовьёт ум и
практическое мастерство, сделает более
образованным и приспособленным к жизни.
Предложить на лабораторной работе занять одну
из важных должностей (директора научной
лаборатории, ученого – теоретика, исследователя,
инженера, начальника отдела снабжения) и
выполнять положенные обязанности.
Мотив «достижение»
Называть высоту, которую предстоит
«штурмовать».
Предусмотреть «награду» за взятие
высоты
Вычерчивать на специальной карте
маршруты достижений.
Ориентировать учеников на победы в
играх – соревнованиях, эстафетах,
олимпиадах и конкурсах.
Мотив «профессиональное
самоопределение»
Сообщить какие знания и умения нужны
людям конкретных специальностей
Коммуникативный мотив
Совместное выполнение задания,
каждый делает свою часть.
диспута, интервью, «Защиты
диссертации».
Проведение группового исследования
и подготовка итогового отчета после
совместного обсуждения полученных
результатов .
Выполнение группового проекта.
Организация пресс – конференции,
Эмоциональный мотив
Организация интересных занятий.
Создание на уроке делового настроя,
обстановки увлеченности,
доброжелательности, уважения к
личности ученика.
Щедрая похвала за любую удачу.
Создание ситуации сотрудничества.
Обращение внимания на общие и
частные достижения.
Внешний мотив
Связан с получением поощрения в
любой форме и от любых людей: от
учителя, родителей, товарищей по
классу, общественности. Признание и
похвала – огромная действенная сила!
Не надо скупиться на них!
Схема развивающего урока изучения
нового материала
Часть урока
Начало
Цель части
урока
ь в
Создать
потребност
познании и
мотив к
усвоению
знаний и
умений
Основная
часть
Организова
ть изучение
материала
силами
самих
учеников,
через их
деятельнос
ть
Итоговая
часть
Сведение
воедино
всей новой
информаци
и, добытой
учениками,
соединение
ее в
систему
е
Заключител
ьная часть
Применени
полученных
знаний для
решения
важных
практическ
их задач,
рефлексия
Построение основной части урока
Постано
вопроса
вка
Элемент
темы
(«едини
ца
знания»)
1
2
Предлаг
аемое
учителе
действи
м
е
3
Познава
тельные
действи
ученико
я
в
4
Результ
ат
5
ие
Выяснен
использ
ованных
компете
нтностей
(умений)
6
Виды используемых компетентностей
(6 звено цепочки)
ПрК – практические
МК – мыслительные
РК – речевые
ИК – информационные
КК - коммуникативные
Планирование урока на тему
«Теплопроводность»
Первая цепочка:
Предлага
Элемент
учителем
(«единиц
действие
знания»)
Постанов
вопроса
темы
а
ка
емое
Познават
ельные
действия
учеников
Результат
1
Внутрення
я энергия
может
передават
ься от
одного
тела к
другому
2
Что будет,
если
привести в
контакт
два
различно
нагретых
тела?
3
Выскажит
е
предполо
жения и
приведите
примеры
из жизни
4
Высказыва
ют свои
суждения,
приводят
примеры
из
наблюден
ий и опыта
5
Осознание
того, что
внутрення
я энергия
может
передават
ься от
одного
тела к
другому
е
Выяснени
использо
ванных
компетен
тностей
(умений)
6
Умение
сформиров
ать свою
точку
зрения
(ПрК),
высказать
и
подтверди
ть ее (РК)
Планирование урока на тему
«Теплопроводность»
Вторая цепочка:
Предлага
Элемент
учителем
(«единиц
действие
знания»)
Постанов
вопроса
темы
а
ка
емое
1
Внутрення
я энергия
может
передават
ься от
одной
части тела
к другой
2
Что будет,
если у
тела есть
два
различно
нагретых
участка?
3
Выскажит
е
предполо
жения и
проведите
опыт
Познават
ельные
действия
учеников
4
Высказыва
ют свои
суждения,
проводят
опыт по
нагревани
ю в
горячей
воде
алюминие
вой
проволоки
Результат
5
Осознание
того, что
внутрення
я энергия
может
передават
ься от
одной
части
тела к
другой
е
Выяснени
использо
ванных
компетен
тностей
(умений)
6
Умение
высказыва
ть свое
мнение,
проводить
опыт,
делать из
него
вывод (РК,
ПрК, МК)
Планирование урока на тему
«Теплопроводность»
Третья цепочка:
Элемент
(«единиц
знания»)
Постанов
вопроса
темы
емое
Предлага
учителем
действие
ка
а
1
Разные
тела и
вещества
способны
по-
разному
передават
ь
внутренню
ю энергию
2
Всем ли
твердым
телам в
равной
мере
присуще
свойство
передават
ь
внутренню
ю
энергию?
3
Проведите
опыт,
чтобы
дать ответ
на вопрос,
посмотрит
е в
учебнике,
как
называетс
я
изучаемое
Познават
ельные
действия
учеников
4
Проводят
опыт по
нагреванию
в горячей
воде
палочки
равной
толщины из
разных
веществ,
делают
устно вывод
Результат
5
Ученики
узнали,
что
разные
твердые
тела
обладают
разной
теплопров
одностью
е
Выяснени
использо
ванных
компетен
тностей
(умений)
6
Постановк
а
исследова
ния по
собственн
ому плану,
формулир
ование
вывода,
работа с
учебником
(РК, ПрК,
Итоговая часть урока
Учащиеся всю добытую информацию
собирают в компактном виде – в
форме текста или схемы
Заключительная часть
урока
Отметить, что интенсивно работали и
выполнили много заданий: приводили
примеры, высказывали свое мнение,
беседовали, анализировали текст,
выполняли опыты, рассуждали,
делали выводы, систематизировали
полученные знания
Ученики все новые знания добывали
САМОСТОЯТЕЛЬНО, под руководством
учителя