В презентации подробно описывается основные этапы в работе над словарным словом. Идёт работа с нетрадиционными приёмами запоминания словарных слов. Описываются упражнения для развития быстроты реакции и внимания, памяти, упражнения на развитие слуховой памяти, на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей.
«Словарноорфографическая
работа как средство
интеллектуального развития
младшего школьника»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАБОТЕ
НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ
I э т а п: Знакомство с новым словарным
словом.
Способы предъявления нового слова:
1. чтение загадки, отгадывание учащимися;
2. рассматривание предметной картинки;
3. описание признаков предмета или
предъявления словасинонима, слова антонима.
II э т а п: Работа над слуховым образом
словарного слова.
III э т а п: Работа над лексическим значением
словарного слова.
IV э т а п: Запись словарного слова.
V э т а п: Работа над зрительным образом
словарного слова.
1. Этимологическая справка
2. Ассоциативный образ
VI э т а п: Литературный материал
1. стихотворения детских поэтов
2. фрагменты из художественных произведений для детей
3. загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы
Нетрадиционные приемы запоминания словарных слов
Приём "Письмо по памяти"
1) записать по памяти слова, обозначающие названия
инструментов (молоток, лопата, топор и т.д.);
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно
записать в безударном слоге гласную букву е. и т.д.;
3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой
буквы слова "конёк" и т.п.
Зрительный диктант с предварительным разбором (с
комментированием).
Приём «Графические ассоциации»
Приём «Мини кроссворды»
Приём «Аналогии»
Приём "Ребусы"
литература
Т.В. Шклярова «Как научить Вашего ребенка
писать без ошибок»
О.Д.Ушакова «Напиши диктант без ошибок 14
классы»
В.В.Агафонов «Неправильные правила»
Ассоциотивный орфографический словарик для
начальной школы.
А.А.Плигин «Что делать, чтобы Ваш ребенок
запомнил словарное слово»
Приём «Графические
ассоциации»,
Пример реализации приёма
"Ребусы"
виды упражнений:
Упражнения на развитие
быстроты реакции и внимания
Умеете ли вы делить на слоги? Давайте
потренируемся.
Определите: сколько слогов в
следующих словарных словах:
автобус, балкон, вторник, голубой,
девочка, завод, капитан
Упражнения на развитие
памяти
слуховой
Это задание рассчитано на работу в паре.
Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов.
Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же
порядке, а затем произнести вместе лишь первые
буквы из ряда слов.
Например, экскурсия, хоккей, обруч – получается
закодированное слово эхо
Упражнения на развитие логического мышления
Добавьте в пустые клетки квадратов
любые буквы так, чтобы по вертикали
и горизонтали можно было прочитать
одни и те же слова:
т
о
р
ф
о
с
р
ё
ф
л
Упражнения на развитие интеллектуальных
способностей
Подчеркните слова, которые
обозначают то, что может быть
полосатым: январь, платок, порог,
петух, тельняшка, ошибка, ответ,
осина, тигр, осадки, зебра, огород,
неделя, арбуз, народ.