Презентация "Сочинение на нравственную тему" (Подготовка к ОГЭ)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 16.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация " Сочинение на нравственную тему" (Подготовка к ОГЭ).В презентации поэтапно показано как написать сочинение -рассуждение на нравственную тему. Презентация рассчитана на учителей -предметников и учащихся основной школы. В ней даются критерии оценивания и примеры и этапы написания сочинений С-3,С-2, С-1
Иконка файла материала сочинение ОГЭ.ppt
Сочинение  на ОГЭ  по русскому языку на  нравственную тему Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Павловской СШ Берлинская П.В.
Задание 15.3 Задание 15.3 Как  Вы  понимаете  значение  слова  СОСТРАДАНИЕ?  Сформулируйте  и  прокомментируйте  данное  Вами  определение.  сочинение­рассуждение  на  тему:  «Что  такое  Напишите  сострадание»,  взяв  в  качестве  тезиса  данное  Вами  определение.  Аргументируя  свой  тезис,  приведите  2  (два)  примера­аргумента,  один  пример­аргумент  подтверждающих  Ваши  приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного  опыта. рассуждения:  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или  полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было  комментариев, то  такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.3. Задание 15.3. Критерии оценивания Критерии оценивания
Задание 15.3. Задание 15.3. Критерии оценивания Критерии оценивания
Это важно! Это важно! В формулировке задания 15.3. привести учащимся предлагают один пример-аргумент из текста, а второй – из опыта. Однако в критерии С3К2 указано, что максимальный балл – 3 – два выставляется примера-аргумента из прочитанного текста. также за
15.3. Композиция сочинения Композиция сочинения 15.3.
Способы толкования значения Способы толкования значения слова слова   1.  Перечисление  основных  признаков,  составляющих  понятие.  Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать  добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3.Указание  на  типичные  качества  характера,  поступки  людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям,  не обижать их словом и делом, понимать и  прощать чужие слабости.
•   •             Сострадание  —  хорошо.  Но  есть  два  рода  сострадания.  Одно  —  малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение  сердца,  спешащего  поскорее  избавиться  от  тягостного  ощущения  при  виде  чужого  несчастья;  это  не  сострадание,  а  лишь  инстинктивное  желание  оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание —  истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет,  и  полно  решимости,  страдая  и  сострадая,  сделать  все,  что  в  человеческих  силах  и  даже  свыше  их.  Если  ты  готов  идти  до  конца,  до  самого  горького  конца,  если  запасешься  великим  терпением,  лишь  тогда  ты  сумеешь  действительно  помочь  людям.  Только  тогда,  когда  принесешь  в  жертву  самого себя, только тогда.               Стефан Цвейг           Сочувствуя,  мы  переходим  в  душевное  состояние  другого;  мы  как  бы  выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека.                                                                                                      Сэмюэл Смайлс • Сострадание – благо, но, если к нему добавить содействие, ­ это уже высшее благо .                      Валерий Красовский  • Сострадание ­ это искусство уменьшения чужой боли.      Валерий Красовский
Сострадание                 Жалость,  сочувствие,  вызываемые  чьим­н.  несчастьем,  горем.  Сострадание  к  сиротам.  Сделать что­нибудь  из  сострадания.                                        Толковый словарь Ожегова               Сочувствие  чужому  страданию,  участие,  возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.  глубокое  сострадание  к  кому­ Испытывать  нибудь.  Из  чувства  сострадания.  Вызвать,  возбудить сострадание в ком­нибудь. Толковый словарь  Ушакова
Способы толкования значения Способы толкования значения слова слова   1.  Перечисление  основных  признаков,  составляющих  понятие.   Сострадание  –  это    особое  качество  души,  стремление  оказывать  помощь. 2. Перечисление синонимов. Сострадание – это соучастие, содействие, сочувствие, сопереживание,  помощь. 3.Указание  на  типичные  качества  характера,  поступки  людей, в которых проявляется понятие. Сострадание  –  это  готовность  помогать  людям,  понимать  их  проблемы, принимать боль ближнего.
Старик недавно потерял жену.  Не находило сердце утешения.  Невыносимо было одному.  И не было потребности общения.  Однажды, к небу устремив свой взор,  Он плакал от печальных размышлений.  Вдруг неожиданно к нему во двор  Вбежал малыш и впрыгнул на колени.  Они сидели долго, просто так.  Пока старик не успокоил душу.  Малыш на цыпочках пошел назад,  Стараясь мир пришедший не нарушить.  ­Что ты сказал такое, отчего  Вдруг перестал старик вздыхать и ахать?  Ответил маме мальчик: ­Ничего,  Я просто помогал ему поплакать.
Вступление. Толкование Вступление. Толкование значения слова. Комментарий. значения слова. Комментарий.                          Сострадание  –  это  способность  сопереживать  другому,  принимать на себя боль ближнего, готовность оказать помощь.  Таким  качеством  может  обладать  человек  с  богатым  внутренним  миром.  Именно  об  этом  и  говорится  в    рассматриваемом  сострадательное  отношение  к  ближнему  благотворно  влияет  на него.  тексте.  Автор  показывает,  как
Речевые клише. Вступление. Речевые клише. Вступление.        ­ Попробуем разобраться в смысле этого понятия.  ­ На мой взгляд, доброта – это… ­ Мне кажется, что благородство – это… ­  Что  такое  дружба?  Попробуем  над  поразмышлять. Я считаю, что… этим
Логический переход. Пример из Логический переход. Пример из      текста текста                     В тексте Терри Добсона мы видим пожилого  японца,  который  не  испугался  буйства  пьяного  мужчины. Почувствовав, что у него стряслась беда,  старик  проявил  участие  в  жизни  забияки.  Он  поговорил с ним и смягчил его сердце. Так, доброе  слово  сострадательного  человека  может  помочь  исцелению израненной души.
Логический переход. Пример из Логический переход. Пример из опыта опыта                   Проявления сострадания мы часто встречаем и в  повседневной  жизни.  Например,  известные  артисты  дают  благотворительные  концерты,  вся  страна  участвует в акции «Добро» на первом телеканале, для  того  чтобы  помочь  больным  детишкам.  Такое  соучастие спасает им жизни.
Речевые клише. Основная Речевые клише. Основная часть. часть.           ­  Проиллюстрировать  это  понятие  можно  на  примере  текста (примерах из текста).      ­ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.           ­  В  тексте  (фамилия  автора)  можно  найти  пример,  определения  правильность  моего  подтверждающий  (мысли или тезиса).      ­ Примеры (называем слово­понятие из задания) можно  встретить и в жизни.     ­ В подтверждение приведу пример из жизни (из худ. лит­ ры, из СМИ и т.п.)
Вывод Вывод               Таким образом, «сострадание» ­ это одно из  тех слов, которое учит нас любить людей, помогать  им.  Проявляя  сострадание,  каждый  из  нас  становится настоящим Человеком.
Речевые клише. Заключение. Речевые клише. Заключение.          ­ Таким образом…    ­ В результате рассуждения мы пришли к выводу о  том, что…       ­  Эти  примеры  из  текста  стали  убедительным  доказательством моего определения.
Задание 15.2 Задание 15.2                     Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как  Вы понимаете смысл последнего предложения текста:  «То,  чего  я  хотел  достичь  кулаками,  было  совершено  добрыми словами».                               Приведите  в  сочинении  два  аргумента  из  прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.                               Приводя  примеры,  указывайте  номера  нужных  предложений или применяйте цитирование
Задание 15.2 Задание 15.2 Критерии оценивания Критерии оценивания
Задание 15.2 Задание 15.2 Критерии оценивания Критерии оценивания
15.2. Композиция сочинения Композиция сочинения 15.2.
Вступление. Моё понимание Вступление. Моё понимание высказывания высказывания                            Я  считаю,  что  мысль  данного  фрагмента  заключается  в  том,  что  каждый  из  нас  может  добрыми словами добиться больше, чем кулаками.  Именно  добрые  слова  согревают  душу,  смягчают  сердце,  помогают  прийти  в  себя  в  трудной  жизненной ситуации.
Речевые клише. Вступление. Речевые клише. Вступление.            ­  Попробуем  разобраться  в  смысле  этого    высказывания.    ­ Смысл данного фрагмента я понимаю так:…    ­ Смысл последних строк текста заключается в …    ­ В этом отрывке автор говорит о том, что…
Первый пример из текста Первый пример из текста                              Чтобы  подтвердить  сказанное,  обратимся  к  тексту  Терри  Добсона.  Пожилой  японец,  наблюдая  в  вагоне  за  пьяным  мужчиной,  затевающим  драку,  не  испугался  и  на  крик  ответил  уверенно,  с  лучезарной  улыбкой.
Второй пример из текста Второй пример из текста                   Являясь свидетелями доверительного разговора,  мы  понимаем,  что  мужчина  вовсе  не  драчун,  а  несчастный,  убитый  горем  человек,  которому  нужно  было, чтобы с ним кто­нибудь поговорил и выслушал  его.
Речевые клише. Основная Речевые клише. Основная часть. часть.         ­ Свое объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвердить  примером…    ­ Примером может стать фрагмент из текста, в котором…    ­ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению  текста.    ­ Справедливость этого вывода можно доказать на примере …  предложения.
Заключение Заключение                    Таким образом, мы видим, что слова живого  участия приносят пользы больше, чем кулаки.
Речевые клише. Заключение. Речевые клише. Заключение.           ­ В заключение, итак, как видим…     ­ Итак, можно увидеть, что…     ­ В результате рассуждения мы пришли к выводу о  том, что…         ­  Эти  примеры  из  текста  стали  убедительным  доказательством моей трактовки фрагмента.
Задание 15.1 Задание 15.1 Напишите  раскрывая  сочинение­рассуждение,  смысл  высказывания  российского  филолога  Дмитрия  Сергеевича  Лихачёва:  «Вернейший  способ  узнать  человека  –  его  умственное  развитие,  его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он  говорит».  Аргументируя  свой  ответ,  приведите  два  примера  из  прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или  применяйте цитирование. Вы  можете  писать  работу  в  научном  или  публицистическом  стиле,  раскрывая  тему  на  лингвистическом  материале.  Начать  сочинение Вы можете словами автора. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа,  написанная  без  опоры  на  прочитанный  текст  (не  по  данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой  пересказанный  или  полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких­либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.            Сочинение пишите аккуратно,             разборчивым почерком.
Задание 15.1 Задание 15.1 Критерии оценивания Критерии оценивания
Задание 15.1 Задание 15.1 Критерии оценивания Критерии оценивания
Композиция сочинения Композиция сочинения
Речевые клише Речевые клише • Автора  цитаты мы  можем  назвать  по­разному: лингвист,  учёный, языковед, автор высказывания, филолог.      • Его деятельность также  можно  передать  различными   словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. • Кроме  использовать  суждение, мнение, слова. существительного высказывание,  можно  слова  цитата, мысль,  утверждение,  • Оценка высказывания  словами понятно,  бесспорно. может  справедливо,  быть  верно,  передана  неоспоримо,
Речевые клише. Вступление Речевые клише. Вступление • Автор пишет о... • Как отмечает...  • Бесспорно мнение автора о том, что... • Я полностью согласен с ... • Не могу не согласиться с ... • Я поддерживаю мнение... • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.