- жанр изобразительного искусства, изображающий человека или группу людей.
В портрете художнику важно передать не только внешнее сходство, но и характер человека, и время в котором он живёт, и своё отношение к нему.
Словарик юного художника
2
Портрет
5
изображение человека в праздничной одежде на фоне роскошного интерьера. Парадные портреты предназначены для больших залов, поэтому размеры их тоже большие.
Цель парадного портрета – продемонстрировать положение человека в обществе. В этом жанре прославился русский художник 18 века Дмитрий Левицкий. Он писал портреты императрицы Екатерины Великой а также парадные портреты многочисленных её приближённых.
Парадный портрет
А. Антропов.
«Портрет Петра III»
7
– изображение группы людей, объединённых родственными узами. Излюбленный жанр голландских художников 17 века. Его прославили такие непревзойдённые мастера как Рембрант, Рубенс, Ван Дейк.
Среди русских мастеров 18 века в жанре семейного портрета много работал Владимир Боровиковский.
Семейный портрет
Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой»
К. Маковский «Семейный портрет»
Здесь автор сумел сквозь время шагнуть
И пристально в наши глаза заглянуть.
И хочется «здравствуйте» - тихо сказать,
И руку ему благодарно пожать
За то, что искусство своё этот гений
Сумел передать для других поколений.
На автора глядя, сумей дать ответ:
Жанр картины
8
Рафаэль Санти. Автопортрет.
автопортрет.
9
- изображение художником самого себя – автора. Благодаря автопортрету мы можем иметь представление о внешности прославленных художников, живших много сотен лет тому назад. Но так бывает далеко не всегда. Например многочисленные автопортреты художника О.Кипренского – разные. А всё потому, что изображая себя, художник стремился передать не внешнее сходство, а свой внутренний мир, своё настроение в данный момент.
Автопортрет
А. Дюрер «Автопортрет»
На этой картине пред нами сейчас
В домашнем халате герой
без прикрас.
Портрет этот не для торжественных мест,
Где залов больших ослепительный блеск.
Он место уютное в доме найдёт,
Там, где хозяин портрета живёт,
Где он отдыхает от дел утомлённый,
Склонившись над белым листом
вдохновлённый.
Какой вид портрета сейчас перед вами:
Парадный иль камерный?
Думайте сами!
10
В. Тропинин.
Портрет А. Пушкина
Камерный.
- изображение человека в домашнем платье на нейтральном фоне. Как правило небольшой по размеру и предназначался для небольших рабочих кабинетов или спален. В камерном портрете лучше раскрыт духовный мир человека, его увлечения, привычки. Человек предстаёт таким, каким его знают только родные и близкие люди.
11
Камерный или кабинетный портрет
К. Лемох. «Варька»
В. Тропинин.
«Портрет сына»
Вывод:
в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.
План сочинения
I. Вступление.
Тема картины и живописные средства её раскрытия.
II. Основная часть.
Образ мальчика.
1. Внешний облик:
а) черты лица (взгляд, глаза, брови, нос, губы, рот, волосы);
б) поза;
в) одежда.
2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героя).
3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.
III. Заключение. Отношение художника к герою. Какие мысли и чувства выражает картина?
Лицо: | молодое, приятное, тронутое улыбкой, овальное, бритое,... |
Глаза: | большие, серьезные, темные, глубокие, мечтательные,... |
Брови: | густые, красивой формы, слегка изогнутые,... |
Губы: | пухловатые, сомкнутые, тронутые улыбкой,... |
Нос: | четко очерченный, некрупный, прямой, изящной формы,... |
Лоб: | высокий, чистый, без морщин, гладкий, ровный,... |
Выражение лица: | задумчивое, с грустинкой, романтическое,... |
БЕЛОКОВСКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Белоковская Ольга Вячеславовна, родилась в Москве в 1963 году. Училась в МХСШ имени В.И. Сурикова (в настоящем МАХЛ РАХ). В 1982 году поступила в МГАХИ им. В.И.Сурикова на факультет живописи, обучалась там по 1989 в мастерской театрально-декорационной живописи под руководством М.М.Курилко-Рюмина. В 1989 году сдала диплом с отличием и похвалой советом. В 1992 году Белоковская О. В зачислена в творческую мастерскую Академии Художеств России, которую закончила в 1995 году и по итогам отчетной выставки была награждена почетным дипломом . С 1993г. вступила в члены СХ России, с 1993-1994 являлась стипендиатом. С 1989 года является участником регулярных выставок МСХ, СХ России, Московских, региональных и Республиканских. На сегодняшний день сотрудничает с рядом зарубежных галерей , учувствует в творческих выставках, поездках и пленэрах в стране и зарубежном. Работы О.В.Белоковской находятся в музее Академии Художеств России, музее Современного Искусства в Москве, в частных собраниях и галереях Германии, Англии, Испании, США, Китая и России. Более 15 лет художница сочетает свою творческую деятельность с преподаванием в стенах МГАХУ памяти 1905 года. Её ученики вышли в самостоятельную творческую жизнь, некоторые закончили или продолжаюют обучение в ведущих художественных ВУЗах России (МАРХИ, Суриковский институт, Строгоновка, ГИТИС и др.) Художница живет и работает в Москве.
Ольга Белоковская – многогранный художник, чьи авторские устремления лежат в русле преемственности московской школы живописи.
Пленэрные этюды призваны передать состояние природы, градации освещения и неповторимое ощущение от конкретного места. Натюрморты, в свою очередь, раскрывают не только выверенный композиционный замысел, но и любование предметом, вникание во внутренние межпредметные связи и объектно-декоративный строй, в ту самую «тихую жизнь», что изначально была так ценна у «малых голландцев», в период становления натюрморта как жанра.
БЕЛОКОВСКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Летние, освещенные солнцем натюрморты и уголки сада с изысканными букетами, плетеное кресло-качалка среди роскошных мальв, ветки, усыпанные яблоками – это дары земные, которые рождают у художника и, вслед за ним, у зрителя чувство радостного покоя. Создается впечатление, что для каждого в этом чудесном мире, показанном глазами Ольги Белоковской, найдется свое уединенное место, где он будет избавлен от суеты повседневности, от агрессии мегаполиса и других рутинных забот. Неожиданные по композиции – словно предчувствие скорых зимних праздников – прозвучали на выставке холсты с еловыми ветвями, нарядно украшенными новогодними игрушками.
Предвкушение праздника и детское ожидание чуда – вот те струны, которые затрагивают каждого, кто каждый год ждет появления Деда Мороза. И это ощущение праздничного, приподнятого настроения свойственно многим работам Белоковской
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.