Презентация "Современный урок. Каким он должен быть?"

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Современный урок. Каким он должен быть?" предназначен для педагогов. В это материале даны аспекты современного урока, этапы конструирования, дидактические задачи урока. Структура технологической карты составлена по ФГОС. Ответственность урока прежде всего зависит от учителя. Он является автором урока и идейным вдохновителем.
Иконка файла материала Современный урок. Каким он должен быть.ppt
МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа» Современный урок.  Каким он должен быть? Выполнила: Томцева  Л.А., учитель  русского языка и  литературы
Урок ­  главная форма организации  учебного процесса.  «Стандарты второго поколения  невозможны без учителя второго  поколения»!                                        А. М. Кондаков
Требования к современному учителю Во­первых, это профессионал, который  демонстрирует универсальные и предметные способы действий  инициирует действия учащихся  консультирует и корректирует их действия  находит способы включения в работу каждого ученика  создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во­вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии. В­третьих, современный учитель обладает информационной  компетентностью.
Главное в новой системе образования  Для учителя  – это управлять  процессом обучения,  а не  передавать знания.  Функции ученика – активный  деятель.
Аспекты современного урока 1. Мотивационно – целеполагающий. Цель современного урока должна быть конкретной  и измеряемой. Её  можно отождествить с  результатом урока. Результатом урока  является   не успеваемость,  не объем изученного  материала, а приобретаемые УУД  учащихся (   такие как способность к действию, способность  применять знания, реализовывать собственные  проекты, способность социального действия, т.е.).
Аспекты современного урока 2. Деятельностный аспект Смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в  процессе урока через самостоятельную  познавательную  деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно  рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.  Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем  лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем,  информационную компетентность  при работе с текстом.
Этапы конструирования урока 1. Определение темы учебного материала.  2. Определение дидактической цели темы.  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых  знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и  навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции  знаний, умений и навыков учащихся.  4. Продумывание структуры урока.  5. Обеспеченность урока (таблица).  6. Отбор содержания учебного материала.  7. Выбор методов обучения.  8. Выбор форм организации педагогической деятельности  9. Оценка знаний, умений и навыков. 10.Рефлексия урока.
Дидактическая задача урока  Характеризует конечный результат урока,  т.е., что и в какой степени должно  измениться, совершенствоваться в  области знаний и умений у учащихся.
Дидактическая задача урока  1.
Дидактическая задача урока
Дидактическая задача урока  Основные  Содержание  наблюдения  дидактические  (обучающие) задачи  урока  Формирование УУД в  условиях решения учебных  задач (познавательная  деятельность, речевая  деятельность и работа с  источником информации,  организационная  деятельность) 1.Приемы обучения учащихся работе с  источниками информации 2.Формы организации учебной  деятельности школьников  (фронтальная, парная, групповая) 3.Приемы индивидуальной помощи  учащимся со стороны учителя и  одноклассников непосредственные и  опосредованные с помощью пособий)
Дидактическая задача урока  Основные  Содержание  наблюдения  дидактические  (обучающие) задачи  урока  Повторение (обобщение  или систематизация)  1.Объем содержания  обобщения и  систематизации  (отдельные темы, глава,  и т.д.) 2.Методы повторения  (обобщение,  систематизация)
Дидактическая задача урока  Основные  Содержание  наблюдения  дидактические  (обучающие) задачи  урока  Контроль за степенью  усвоения учебного  материала и  сформированностью  предметных,  метапредметных  умений Результаты вы  выполнения  контрольных работ, в  том числе  интегрированных
Дидактическая структура урока  1.Организационный момент: тема;  цель; образовательные, развивающие,  воспитательные задачи;  мотивация их принятия;  планируемые результаты: знания, умения, навыки;  личностно формирующая направленность урока.
Дидактическая структура урока  1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).  2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном  этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.  3. Сообщение нового материала.  4. Решение учебной задачи.  5. Усвоение новых знаний.  6. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий  контроль с тестом).  7. Закрепление изученного материала.  8. Обобщение и систематизация знаний.  9. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с  тестом).  10.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.  11.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока  Обеспечивает эффективное и  качественное преподавание учебных  курсов в школе и возможность  достижения планируемых результатов  освоения основных образовательных  программ в соответствии с ФГОС.
Структура технологической карты  включает:   название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;   цель освоения учебного содержания;   планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,  информационно­интеллектуальную компетентность и УУД);   метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и  ресурсы);   основные понятия темы;   технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические  задания на отработку материала и диагностические задания на  проверку его понимания и усвоения);  контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Дидактические требования к  уроку • Четкое формулирование образовательных задач, связь с  развивающими и воспитательными задачами, место в  общей системе уроков • Определение содержания урока в соответствии с  требованием учебной программы, целями урока, уровнем  подготовки учащихся • Прогнозирование уровня усвоения знаний,  сформированности умений и навыков • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и  средств обучения, стимулирования и контроля,  обеспечивающий познавательную активность, сочетание  различных форм коллективной и индивидуальной  работы, максимальную самостоятельность учащихся • Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку • Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся • Определение объема воспроизводящей и творческой  деятельности учащихся • Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе  самостоятельного поиска • Учет контроля, анализа оценки деятельности  школьников, осуществляемых учителем, и взаимной  критической оценки, самоконтроля и самоанализа  • Соотношение побуждения к деятельности и  побуждения
Организация познавательной  деятельности учащихся • Планирование путей восприятия учениками изучаемых  объектов и явлений, их осмысления • Использование установок в форме убеждения, внушения • Планирование устойчивого внимания и  сосредоточенности • Использование различных форм работы для  актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений,  необходимых для восприятия новых • Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих  активность и самостоятельность мышления учащихся • Предупреждение механического переноса умений и  навыков на новые условия работы
Учёт возрастных особенностей • Планирование урока в соответствии с индивидуальными  и возрастными особенностями учащихся • Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников • Дифференцированный подход к сильным и слабым  учащимся
Гигиенические требования к  уроку • Температурный режим • Проветривание • Освещение • Предупреждение утомления и переутомления. • Чередование видов деятельности (слушание,  счет, письмо, практика) • Своевременное и качественное проведение  физминуток • Соблюдение правильной рабочей позы.
Требования к технике  проведения урока • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес,  воспитывать познавательную потребность • Темп и ритм должны быть оптимальными, действия  завершенными • Доминирование атмосферы доброжелательности и  активного творческого труда • Смена видов деятельности учащихся, сочетание  различных методов и приемов обучения • Соблюдение единого орфографического режима • Обеспечение активного учения каждого школьника
Урок – это зеркало общей и  педагогической культуры  учителя, мерило его  интеллектуального  богатства, показатель его  кругозора и эрудиции.                     В.Сухомлинский.
Вывод: Ребёнок – это факел, который  нужно зажечь. Значит, надо  гореть самой. Все мы знаем, что  плохих детей не бывает. Нужно  только заметить в каждом что­  то особенное, хорошее
Благодарю  за внимание