Презентация "Современный урок. Каким он должен быть?" предназначен для педагогов. В это материале даны аспекты современного урока, этапы конструирования, дидактические задачи урока. Структура технологической карты составлена по ФГОС. Ответственность урока прежде всего зависит от учителя. Он является автором урока и идейным вдохновителем.
МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа»
Современный урок.
Каким он должен быть?
Выполнила: Томцева
Л.А., учитель
русского языка и
литературы
Урок главная форма организации
учебного процесса.
«Стандарты второго поколения
невозможны без учителя второго
поколения»!
А. М. Кондаков
Требования к современному учителю
Вопервых, это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Вовторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
Втретьих, современный учитель обладает информационной
компетентностью.
Главное в новой системе образования
Для учителя – это управлять
процессом обучения, а не
передавать знания.
Функции ученика – активный
деятель.
Аспекты современного урока
1. Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной
и измеряемой. Её можно отождествить с
результатом урока. Результатом урока является
не успеваемость, не объем изученного
материала, а приобретаемые УУД учащихся (
такие как способность к действию, способность
применять знания, реализовывать собственные
проекты, способность социального действия, т.е.).
Аспекты современного урока
2. Деятельностный аспект
Смыслом урока является решение проблем самими школьниками в
процессе урока через самостоятельную познавательную
деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно
рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.
Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем
лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем,
информационную компетентность при работе с текстом.
Этапы конструирования урока
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых
знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и
навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции
знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока (таблица).
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
Дидактическая задача урока
Характеризует конечный результат урока,
т.е., что и в какой степени должно
измениться, совершенствоваться в
области знаний и умений у учащихся.
Дидактическая задача урока
1.
Дидактическая задача урока
Дидактическая задача урока
Основные
Содержание
наблюдения
дидактические
(обучающие) задачи
урока
Формирование УУД в
условиях решения учебных
задач (познавательная
деятельность, речевая
деятельность и работа с
источником информации,
организационная
деятельность)
1.Приемы обучения учащихся работе с
источниками информации
2.Формы организации учебной
деятельности школьников
(фронтальная, парная, групповая)
3.Приемы индивидуальной помощи
учащимся со стороны учителя и
одноклассников непосредственные и
опосредованные с помощью пособий)
Дидактическая задача урока
Основные
Содержание
наблюдения
дидактические
(обучающие) задачи
урока
Повторение (обобщение
или систематизация)
1.Объем содержания
обобщения и
систематизации
(отдельные темы, глава,
и т.д.)
2.Методы повторения
(обобщение,
систематизация)
Дидактическая задача урока
Основные
Содержание
наблюдения
дидактические
(обучающие) задачи
урока
Контроль за степенью
усвоения учебного
материала и
сформированностью
предметных,
метапредметных
умений
Результаты вы
выполнения
контрольных работ, в
том числе
интегрированных
Дидактическая структура урока
1.Организационный момент: тема;
цель; образовательные, развивающие,
воспитательные задачи;
мотивация их принятия;
планируемые результаты: знания, умения, навыки;
личностно формирующая направленность урока.
Дидактическая структура урока
1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном
этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
3. Сообщение нового материала.
4. Решение учебной задачи.
5. Усвоение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий
контроль с тестом).
7. Закрепление изученного материала.
8. Обобщение и систематизация знаний.
9. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с
тестом).
10.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
11.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока
Обеспечивает эффективное и
качественное преподавание учебных
курсов в школе и возможность
достижения планируемых результатов
освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Структура технологической карты
включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,
информационноинтеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и
ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические
задания на отработку материала и диагностические задания на
проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Дидактические требования к
уроку
• Четкое формулирование образовательных задач, связь с
развивающими и воспитательными задачами, место в
общей системе уроков
• Определение содержания урока в соответствии с
требованием учебной программы, целями урока, уровнем
подготовки учащихся
• Прогнозирование уровня усвоения знаний,
сформированности умений и навыков
• Выбор наиболее рациональных методов, приемов и
средств обучения, стимулирования и контроля,
обеспечивающий познавательную активность, сочетание
различных форм коллективной и индивидуальной
работы, максимальную самостоятельность учащихся
• Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку
• Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
• Определение объема воспроизводящей и творческой
деятельности учащихся
• Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе
самостоятельного поиска
• Учет контроля, анализа оценки деятельности
школьников, осуществляемых учителем, и взаимной
критической оценки, самоконтроля и самоанализа
• Соотношение побуждения к деятельности и
побуждения
Организация познавательной
деятельности учащихся
• Планирование путей восприятия учениками изучаемых
объектов и явлений, их осмысления
• Использование установок в форме убеждения, внушения
• Планирование устойчивого внимания и
сосредоточенности
• Использование различных форм работы для
актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений,
необходимых для восприятия новых
• Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих
активность и самостоятельность мышления учащихся
• Предупреждение механического переноса умений и
навыков на новые условия работы
Учёт возрастных особенностей
• Планирование урока в соответствии с индивидуальными
и возрастными особенностями учащихся
• Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников
• Дифференцированный подход к сильным и слабым
учащимся
Гигиенические требования к
уроку
• Температурный режим
• Проветривание
• Освещение
• Предупреждение утомления и переутомления.
• Чередование видов деятельности (слушание,
счет, письмо, практика)
• Своевременное и качественное проведение
физминуток
• Соблюдение правильной рабочей позы.
Требования к технике
проведения урока
• Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес,
воспитывать познавательную потребность
• Темп и ритм должны быть оптимальными, действия
завершенными
• Доминирование атмосферы доброжелательности и
активного творческого труда
• Смена видов деятельности учащихся, сочетание
различных методов и приемов обучения
• Соблюдение единого орфографического режима
• Обеспечение активного учения каждого школьника
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры
учителя, мерило его
интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский.
Вывод:
Ребёнок – это факел, который
нужно зажечь. Значит, надо
гореть самой. Все мы знаем, что
плохих детей не бывает. Нужно
только заметить в каждом что
то особенное, хорошее