Общие требования безопасности на уроках химии для учащихся. Какие опасные факторы являются в кабинете химии; какие требования безопасности должны быть перед началом занятий, во время занятий; что учащимся запрещается во время практической (лабораторной) работы; требования техники безопасности по окончании занятий; пожелания учащимся в стихотворной форме.ТБ на уроках химии
ТБ как неотъемлемая
часть практических
работ
на уроках химии
Выполнила учитель химии
МОБУ СОШ №3 р.п.
Октябрьский
В.Л.Никифорова
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
• К занятиям в кабинете химии допускаются:
• учащиеся 8 - 11-х классов, не имеющие
медицинских противопоказаний для занятий в
образовательном учреждении данного вида и
типа;
• прошедшие инструктаж по технике
безопасности;
• ознакомленные с инструкциями по
эксплуатации оборудования и приспособлений.
• При нахождении в кабинете химии учащиеся
обязаны соблюдать Правила поведения для
учащихся. График проведения занятий в
кабинете определяется расписанием занятий,
утвержденным директором школы.
Опасными факторами в
кабинете химии
являются:
•
лабораторное оборудование; неисправная или не
соответствующая требованиям СанПиН мебель; система
вентиляции; режущие и колющие инструменты);
• химические (пыль; вредные химические вещества,
выделяемые при работе оборудования и используемые
при проведении демонстрационных опытов);
• психофизиологические (напряжение внимания;
интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).
• Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной
безопасности, знать места расположения первичных
средств пожаротушения.
• Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и
уметь оказывать первую доврачебную помощь.
• О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец
обязан немедленно сообщить учителю (иному лицу,
проводящему занятия) или лаборанту.
• Учащимся запрещается без
разрешения учителя (иного лица,
проводящего занятия) или лаборанта
подходить к имеющемуся в кабинете
оборудованию и пользоваться им,
трогать электрические разъемы.
• Учащиеся, допустившие
невыполнение или нарушение
настоящей Инструкции, привлекаются
к ответственности в соответствии с
Положением о поощрениях и
взысканиях для учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД
НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
• Изучить содержание настоящей Инструкции.
• Проверить правильность установки стола, стула.
• Подготовить к работе рабочее место, убрав все
лишнее со стола, а портфель или сумку с прохода.
Учебники и используемые приспособления
разместить таким образом, чтобы исключить их
падение и опрокидывание.
• Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и
поломках немедленно доложить учителю (иному
лицу, проводящему занятия) или лаборанту.
• Запрещается приступать к работе в случае
обнаружения несоответствия рабочего места
установленным в данном разделе требованиям, а
также при невозможности выполнить указанные в
данном разделе подготовительные к работе
действия.
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ВО
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
• Во время занятий учащийся обязан:
• соблюдать настоящую инструкцию и инструкции
по эксплуатации оборудования;
• находиться на своем рабочем месте;
• неукоснительно выполнять все указания учителя
(иного лица, проводящего занятия) и (или)
лаборанта;
• соблюдать правила эксплуатации оборудования;
• соблюдать осторожность при обращении с
оборудованием и химическими реактивами;
• не допускать попадания влаги на поверхности
оборудования и химических реактивов;
• постоянно поддерживать порядок и чистоту на
своем рабочем месте.
Учащимся запрещается:
• прикасаться к нагретым элементам оборудования и
электрическим разъемам;
• трогать и пробовать на вкус химические вещества;
• сливать любые растворы в канализацию;
• выполнять любые действия без разрешения учителя
(иного лица, проводящего занятия) или лаборанта;
• выносить из кабинета и вносить в него любые предметы,
приборы и оборудование без разрешения учителя (иного
лица, проводящего занятия) или лаборанта.
• Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо
ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее
занятия) или лаборанта. Запрещается самостоятельное
устранение любых неисправностей используемого
оборудования.
• Необходимо поддерживать расстояние от глаз до хорошо
освещенной тетради и (или) книги в диапазоне 55 - 65 см
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО
ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
• С разрешения учителя (иного лица,
проводящего занятия) организованно
покинуть кабинет.
• Привести в порядок рабочее место.
• Сдать учителю (иному лицу, проводящему
занятия) или лаборанту использованное
оборудование и реактивы, отработанные
водные растворы слить в стеклянный сосуд.
• При обнаружении неисправности мебели,
оборудования, просыпании или проливании
химических реактивов проинформировать
об этом учителя (иное лицо, проводящее
занятия) и (или) лаборанта.
Пожелания учащимся
Сердца ваши пусть будут
Сердца ваши пусть будут
смелыми,
смелыми,
А руки пусть будут
А руки пусть будут
умелыми,
умелыми,
Движения их будут
Движения их будут
быстрыми,
быстрыми,
А помыслы только чистыми.
А помыслы только чистыми.
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность — хорошо,
А халатность — плохо!
Общие правила работы
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай
Прежде чем начать работать,
Парту надо расчищать,
А не то учебник будет
Под рукой тебе мешать!
Не забудь убрать с прохода
Ты портфель свой и пакет,
Так как в случае пожара
У тебя дороги нет!
Выносить нельзя в карманах
Никакие вещества,
А не то в карманах будет
Преогромная дыра!
И вносить, конечно, тоже
Ничего сюда нельзя –
Вдруг случится на уроке
Неожиданно беда?
•Обращение с веществами
реактивами
Вещества бывают разные:
Едкие и взрывоопасные
Бывает, что они сами
воспламеняются
А есть, такие, которыми отравляются.
При работе с веществами не
берите их руками
И не пробуйте на вкус, реактивы
не арбуз:
Слезет кожа с языка и отвалится
рука!!!
В кислоту не лей ты воду,
А совсем наоборот
Тонкой струйкой подливая,
Осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту –
Так отвадишь ты беду.
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания
неуместные:
Незнакомые растворы ты друг
с другом не сливай
Не ссыпай в одну посуду, не
мешай, не поджигай
Чтобы опыт
получился,
Пользуйся посудой
чистой!
Меры предосторожности
рот.
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой
Не обманывай себя –
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
для еды условий нет.
Мы работаем по парам,
Чтобы не обдало жаром,
Ты пробирку отверни
От соседа впереди.
Всю сначала прогревай,
Уголочком наклоняй,
А потом – сильнее там,
Где есть место веществам!
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос:
Будешь плакать и чихать,
Слёзы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы
Собери прибор по схеме,
Все проверь на герметичность,
Реактив найди по теме,
Помни про экономичность.
Жди команды, чтоб начать,
Ну а после, чтоб убрать.
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Мы растворчик подогрели,
Вещества у нас вскипели.
Надо пламя укротить
И спиртовочку закрыть!
Оказание первой медицинской помощи
Вдруг попал тебе на кожу
Ядовитый химикат:
Срочно смой его водою,
Не то будешь сам не рад!
Если это кислота
Содой мы ее тогда,
Ну а если это щелочь
Борной смоем кислотой,
С кожи выгоним долой!
Вдруг твоя голова
закружилась,
Руки будто бы не твои.
Если такое случилось,
Учителю тут же скажи.
Помощь тебе он окажет:
Даст противоядье, раны
смажет,
Промоет желудок и даже
глаза,
Словом, не бросит в беде
никогда.
Несколько правил простых и
несложных
Выжить помогут в школе возможно.
Ты соблюдай их, мы знаем прекрасно-
Химия - здорово и безопасно!