Технологии формирующего оценивания. Формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся.
Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.
Технологии формирующего оценивания.pptx
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Технологии формирующего
оценивания
Учитель физики I категории Цветкова Е.А.
МБОУ «СОШ п. Малиновский»
ХМАО-Югра
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Понятие формирующее оценивание
Это современная международная
образовательная стратегия.
Внутреннее (формирующее) оценивание
противопоставлено внешнему
(стандартизированному, суммирующему).
Процесс поиска и интерпретации данных,
которые ученики и их учителя используют
для того, чтобы решить, как далеко
ученики уже продвинулись в своей учёбе,
куда им необходимо продвинуться и как
сделать это наилучшим образом.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение
индивидуальных достижений каждого
учащегося и не предполагает как сравнения
результатов, продемонстрированных
разными учащимися, так и
административных выводов по результатам
обучения. Формирующим оно называется
потому, что оценка
ориентирована на конкретного ученика,
для выявления пробелов в освоении им
элемента содержания образования для того,
чтобы эти пробелы максимально восполнить.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Почему формирующее оценивание – это
оценивание для обучения?
Формирующее оценивание предполагает оценку
достижений учащихся учителем, который их обучает,
то есть человеком, находящимся внутри процесса
обучения тестируемых учащихся. Оно ориентировано
на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в
освоении учащимся того или иного элемента
содержания образования, с тем чтобы восполнить их с
максимальной эффективностью, и не предполагает
сравнения результатов разных учащихся.
Оценивание – это механизм, обеспечивающий
преподавателя информацией, которая нужна ему,
чтобы совершенствовать преподавание, находить
наиболее эффективные методы обучения, а также
мотивировать учеников более активно включиться в
свое учение.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
технология ф.о.это средство управления
качеством обр.результата учащегося
Оценивание – это обратная связь. Оно дает
информацию о том, чему ученики обучились и
как учатся в данный момент, а также о том, в
какой степени преподаватель реализовал
поставленные учебные цели. Но в полную силу
возможности оценивания реализуются только,
если оно используется для того, чтобы дать
обратную связь ученикам.
Оценивание направляет учение: выполнив
задания, ученики узнают о том, какого уровня
они достигли, пройдя тот или иной курс, и в
каком направлении им нужно двигаться
дальше.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Принципы формирующего
оценивания:
Критериальность, то есть ожидаемые результаты,
соответствующие учебным целям
Критерии заранее известны учителю и …ученикам. Они
могут выработать из совместно!
Оценивание является постоянным процессом,
естественным образом интегрированным в
образовательную практику.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки
заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут
вырабатываться ими совместно в процессе урочной
деятельности .
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы
учащиеся включались в контрольно-оценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к
самооценке.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Оценочные техники и инструменты
Техники, обеспечивающие обратную связь для учителей и
учеников (составление тестовых вопросов, недельный отчет,
саммари в одном предложении, карты понятий, оценка экзамена
учениками, мини-обзор, цепочка заметок и др.)
Рефлексивные оценочные техники (опросники, оценочные
рубрики, рефлексия, саморефлексия и др.). Работы учащихся
(домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные
тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники,
собранные массивы данных, подборки информационных
материалов, а также разнообразные инициативные творческие
работы); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в
ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на
ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые
в ходе целенаправленных наблюдений или мини- исследований;
результаты тестирования (результаты устных и письменных
проверочных работ).
Вопрос- Когда опробованы были эти техники?
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Алгоритм деятельности учителя по
организации формирующей оценки
1. Учебная программа представлена по принципу от общего к частному
с акцентом на обобщенные понятия и умения
2. Гибкость процесса обучения с возможностью варьирования учебной программы
3. Учебник не является доминирующим источником учебной информации;
приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным,
к объектам и явлениям реальной действительности
4. Учащийся – полноправный участник процесса обучения со своими
собственными взглядами и представлениями об окружающем мире
5. Учитель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной
и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и
убеждения
6. Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения
учащихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ими ошибки
7. Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся,
показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные
учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении
8. Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально
протекал процесс обучения
9.Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении
домашних заданий работают в малых группах, командах или парах
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Алгоритм:
1) определение планируемых результатов обучения;
2) организация деятельности учащегося по планированию и
достижению субъективно значимых образовательных результатов;
3) сопровождение достижения учащимся запланированных
результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.
(листы обратной связи)
4) использование листов обратной связи для оценки образовательных
результатов и организации самооценки учащихся:
промежуточное комментирование результатов выполнения
учащимся задания (одно два); работа учащегося над заданием с
учетом комментариев; собеседование с учащимися по поводу
образовательных результатов, выбранных ими для освоения;
5) итоговое оценивание образовательных результатов в рамках
темы, выставление отметки.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Алгоритм организация работы с
изучаемым материалом
учащимся предлагают изучить новый материал без предварительного
объяснения учителя;
учащиеся дополняют информацию, полученную из учебника или
представленную учителем, информацией, самостоятельно полученной
из других источников (как рекомендованных, так и не
рекомендованных учителем);
Ресурсы:
-материал, работа с которым допускает выход за пределы школы
-материал, изучение которого можно дополнить мониторингом СМИ,
проведением различных опросов;
-материал, изучение которого базируется на части программы,
имеющей прикладной характер
-материал, изучение которого имеет существенное значение для
местного сообщества, например, проблемы экологии или вопросы
межэтнических отношений;
-материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные
позиции и потому допускающий различное толкование.
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Ресурсы для реализации алгоритма:
требования к уровням достижения образовательных
результатов, позволяющие ранжировать знаниевые
образовательные результаты учащегося в
зависимости от объективной сложности умственных
операций, которые он совершает с присвоенным
содержанием темы (раздела);
требования к деятельности учащегося, реализуемой
на произвольном содержании, задающая уровни
сформированности того или иного аспекта той или
иной ключевой компетентности.
Портфолио, дневники планирования, характеристики,
рекомендации по улучшению, ментальные карты,
критериальные рубрики, листы самооценивания
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Подходы к определению уровней усвоения
учебного материала, т.е. предметные УУД
иерархичная (чтобы она позволяла напрямую
связать образовательный результат с оценкой);
разделяемой и используемой всем педагогическим
коллективом (чтобы учащийся находился в едином
образовательном пространстве при изучении
различных дисциплин);
операционализированной (т.е. описанной в виде
конкретных операций строк матрицы, которые
станут своеобразными клише при формулировании
образовательных результатов по конкретной
теме).
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Таксономия Б.Блума. Оценка уровня
достижений
Уровень компет.
1.
Знание
Описание
Воспроизводит термины, идеи, процедуры,
теоремы.
Примеры УУД
Когда наступает первый день весны?
2. Понимание
Интерпретирует знания,
Что представляет собой летнее солнцестояние?
3. Применение
Применяет абстрактные общие принципы
к специфическим конкретным ситуациям.
Какими бы стали времена года, если бы орбита Земли
приняла форму
правильной окружности?
4. Анализ
5. Синтез
6. Суждение
Выделяет в комплексной идее отдельные
составляющие
Почему в южном полушарии сезоны противоположны
нашим?
Конструирует идеи, взятые из
разнообразных источников,
Если самый длинный день года в июне, почему самое
жаркое время в северном полушарии август?
Способен выносить суждение на основе
заданных или самостоятельно
установленных критериев, которые
подтверждаются наблюдениями или
осмыслением полученной информации.
Какими будут наиболее
существенные переменные, на
основании которых можно
спрогнозировать сезонность на
вновь открытой планете?
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Подходы к определению предметных
способов действий
является интегрированным результатом;
позволяет решать целый класс задач (в отличие от
элемента
функциональной грамотности);
существует в форме деятельности, а не информации о
ней
(в отличие от знания);
переносима (связана с целым классом предметов воздей
ствия), совершенствуется не по пути автоматизации и
превращения в навык, а по пути интеграции с другими
компетентностями: через осознание общей основы
деятельности наращивается компетенция,
а сам способ действия включается в базу внутренних
ресурсов (в отличие от умения);
проявляется осознанно (в отличие от навыка)
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Организация формирующего
оценивания
Критерии оценивания
1. Использованы все термины и понятия входящие в
данный раздел (Один термин – 1балл)
2. Установлены взаимосвязи (Одна взаимосвязь -
1балл)
3. Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка
подписана
(Одно указание - 1 балл)
4. Иерархия (1 балл)
5. Указаны конкретные примеры (Один пример-1 балл)
6. Указаны эксперименты (Один эксперимент -1 балл)
7. Горизонтальные взаимосвязи между терминами и
понятиями (Одна взаимосвязь – 2 балла)
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Особенности поурочного планирования
при организации ф. оценивания
Компетентность в планировании
Обеспечение активности учеников
– высокий темп работы
– концентрация и переключение самостоятельная работа в группах
внимания учеников и парах
– многообразие форм презентации
– эмоциональная вовлечённость учеников
Компетентность в управлении
– построение коммуникации между
– максимальная включённость всех учениками
– индивидуальная работа
– разнообразие форм работы и заданий, обратная связь
– сотрудничество между учителем и
Использование разнообразных методов оценивания
- соответствие потребностям учеников
– учет индивидуальных потребностей
– оценивание для управления учебным процессом
– дифференциация заданий по
– разнообразие инструментов сложности и объёму
– использование творческих заданий оценивания
– групповое, индивидуальное самооценивание
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Критериальное оценивание
на уроках для 811 классов?
Что оценивается
При помощи чего
оценивается
презентации,
исследовательские
проекты, эссе,
расширенные
письменные
работы
▪Отбирать нужный
материал.
▪Организовывать
информацию в
логической
последовательности.
▪Выражать идеи четко и
ясно.
▪Четко документировать
источники.
▪Правильно оформлять
работу.
▪Использовать различные
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Критериальное оценивание докладов:
Наличие плана
Раскрытие сути
доклада
Свободное
владение текстом
Презентация
Культура речи
Командная
(групповая) работа
Умение отвечать на
вопросы
1 балл
3 балла
3 балла
2 балла
2 балла
3 балла
2 балла
Итого:16 баллов
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Лист обратной связи как инструмент
формирующего оценивания
Методика «Недельные отчёты»
Лист обратной связи с критериями
• Чему я научился за эту неделю?
• Какие вопросы остались для меня неясными?
• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был
учителем, чтобы проверить, поняли ли они
материал?
1. Использование требуемых
источников:
2. Структура эссе:
3. Интерпретация проблем:
4. Стиль эссе:
5. Адекватность способа
представления содержанию:
6.Полнота и завершенность анализа:
7.Общее впечатление от работы
(свободный комментарий):
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Карта самоотчета. В ходе работы в группах я:
Попробовал новые
вещи
Ждал своей очереди
Работал вместе с
Спрашивал/помогал
Решал проблемы
1
1
1
1
1
Проверял свою работу 1
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
Презентация "Технологии формирующего оценивания"
Лист обратной связи с комментарием
в свободной форме
Тема
Задание
Ф.И.О
Оценивание
произведено
Отметка (баллы)
Комментарий учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.