Деловая игра - это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием математической и организационной моделей. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Себряковский технологический техникум»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
СКАЖИ ,И Я ЗАБУДУ.
СКАЖИ ,И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ И Я ЗАПОМНЮ.
ПОКАЖИ И Я ЗАПОМНЮ.
ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ
ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ
САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ.
САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ.
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
Преподаватель Липанина С.И
Михайловка ,2017
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИГРЫ
ДЕЛОВЫЕ
ИГРЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ
ИГРЫ
ПРИЗНАКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:
воссоздание предметного и социального
содержания, условий и динамику
профессиональной деятельности;
при выделении состава ролей на первый план
выдвигается аспект инструментального
обучения, обучения средствам и способам
поведения и деятельности определенных
должностных лиц;
играющие являются непосредственными
участниками разрешения заключенной в
сценарии проблемной ситуации;
коллективная выработка решений участниками
игры
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Производственные
(управленческие)
Учебные
Исследовательские
Диагностические
(аттестационные)
УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА
Задает предметный
и социальный контекст
будущей
профессиональной
деятельности
Средство обучения
специалистов и
формирования их
личностных и
профессиональных
качеств
ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
имитационное моделирование условий и
динамики производства и игровое
моделирование содержания игровой
деятельности;
проблемность;
совместная деятельность участников;
диалогическое общение;
двуплановость (игрокспециалист)
ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ
ТИПОВ:
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ
МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
процессы
производства
и его фрагменты
социально
производственные
отношения людей
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ
ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
1. ЦЕЛИ ИГРЫ
Дидактические
цели
Воспитательные
цели
Игровые
цели
квалификационные характеристики
специалиста, сформулированные в
терминах ЗУН
опыт общения, овладение социальными
нормами, выработка положительных
установок на восприятие нового и пр.
мотивация участников к профессиональной
деятельности
2. СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
процессы и явления
профессиональной деятельности
противоречие с учетом содержания
профессиональной деятельности
(содержательный и поведенческий)
динамика и характер развития
процесса игры – детерминированный,
спонтанный и смешанный
Описание основных этапов игры,
операций, шагов в виде блоксхем
Предмет игры
Проблемная
ситуация
Способ
генерирования
событий в игре
Последовательность
игры,
взаимодействие
игроков
Характер
двуплановости
разделение функций
«игрока» и «специалиста»
3. КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ
ИГРОКОВ
роли в игре заимствуются из реальной
профессиональной деятельности и специально
создаются для отражения определенных
должностных позиций;
ролевая структура должна отражать разность
интересов игроков;
описание роли должно включать: перечень ролей и
формируемых групп; функции игроков; инструкции по
исполнению должностной роли; портреты ролей,
характеризующие личностные качества игроков;
оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей
группе – 57 человек.
4. ПРАВИЛА ИГРЫ –
это ограничения в поведении и
проявлении интересов игроков
отражают закономерности реальных
производственных процессов и
явления и учебноигровой
деятельности;
степень «жесткости» правил зависит от
целей игры и объекта имитации.
5. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/
ГРУППОВОЙ
РЕЗУЛЬТАТ
эффективность решений;
межгрупповое взаимодействие;
взаимодействие внутри группы;
личностные качества участников
ОБЩИЙ
РЕЗУЛЬТАТ
КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО
ПРОДУКТА
ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА,
ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,
РЕКОМЕНДАЦИИ
СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Исходная информация об игре
(ее проспект).
2. Методические рекомендации по подготовке и
проведению игры (как общие по всей игре, так
и по отдельным этапам, операциям).
3. Набор различных форм документации,
необходимой для выполнения и фиксации
обучаемыми всех действий в игре (различают:
реальные документы и игровые).
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых.
2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы.
3. Определить в рабочей подгруппе из их участников
должностных лиц(роли).
4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в
каждую рабочую подгруппу.
5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и
экспертов в рабочих подгруппах.
6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны
изучить до непосредственного проведения деловой игры.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему
занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел
игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок
работы в подгруппах.
2. Работа по подгруппам по выработке коллективного
решения (3035 минут).
3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы.
Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение
итогов.
4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3.
5. Подведение итогов деловой игры (1015 минут).
СКАЖИ, И Я ЗАБУДУ.
СКАЖИ, И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ, И Я ЗАПОМНЮ.
ПОКАЖИ, И Я ЗАПОМНЮ.
ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ,
ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ,
И Я НАУЧУСЬ.
И Я НАУЧУСЬ.
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА